Диспозитивные свойства управленческого учета |

Автор Светлана Булгакова Светлана Булгакова
Номер № 04/2019
Количество просмотров 356
Автор управление предприятием, управление предприятием, учет, учет, себестоимость, себестоимость, анализ анализ

Вопросы регулирующего воздействия различного уровня (международного, государственного, профессионального) на практику ведения бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях обеспечения ее достоверности остается в центре внимания как соответствующих органов (субъектов регулирования) преимущественно государственного уровня, так и профессиональных организаций. Это связано с поиском расширения возможностей повышения информационной открытости бухгалтерской (финансовой) отчетности для максимально широкого круга пользователей, в том числе субъектов действия бухгалтерского законодательства Республики Беларусь, основу которого составляет Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З).

Поскольку управленческий учет не является областью, на которую распространяется действие (объектом регулирующего воздействия) Закона № 57-З, постольку вопросы его организации и ведения предназначаются для решения экономическим субъектом по своему усмотрению, то есть самостоятельно. Для исследования того, чем и насколько обусловлена такая самостоятельность, определяющая вариативность организации и ведения управленческого учета, его моделируемость как внутриорганизационной системы в различных экономических субъектах вследствие отсутствия соответствующих законодательных предписаний, нами предпринята попытка использовать диспозитивный подход в исследовании свободы выбора (или разработки) вариантов организации и ведения управленческого учета экономического субъекта.

Диспозитивный подход (от «диспозиция» — порядок расположения чего-либо) не является общенаучным, но определяет частно-научный, а не специальный метод познания, который используется в науках об обществе, отношениях и поведении субъектов, в частности экономических, в обществе.

Диспозитивный подход дает обоснование дозволительного, допустимого, самостоятельного и предпочтительного поведения экономического субъекта в вопросах организации и ведения управленческого учета в рамках, заданных некой системой стандартизированных и/или регламентированных предписаний, ограничений, определенных экономическим субъектом по своему усмотрению. Такую систему обеспечивают стандарты и регламенты управленческого учета экономического субъекта, отражающие содержание методологических и методических положений управленческого учета на уровне отдельного экономического субъекта.

Диспозитивность — это категория, широко используемая прежде всего в юриспруденции. Представляет собой основанную на нормах права свободу (возможность) субъектов правоотношений осуществлять свои субъективные права (приобретать, изменять и распоряжаться ими) в соответствии со своим усмотрением в пределах, установленных нормами права. Другими словами, диспозитивность есть правовая свобода управомоченных лиц приобретать права и осуществлять их по своему усмотрению.

Прежде чем исследовать принцип диспозитивности и содержание диспозитивного метода, отметим, что в мировом опыте существует система не государственного, не законодательно (императивно) определенного, но профессионального регулирования управленческого учета. Оно строится на системе стандартов управленческого учета, разработанных в США Институтом управленческого учета (Institute of Management Accounting —IMA), преобразованным в Институт сертифицированных бухгалтеров по управленческому учету (CIMA). В настоящее время этой профессиональной организацией разработано несколько десятков стандартов по управленческому учету (Standards of Management Accounting — SMA), которые носят рекомендательный характер, формируются авторитетными специалистами и имеют целью повышение эффективности управления бизнесом. Вся совокупность SMA объединена в пять категорий:

  •  цели;

  •  терминология;

  •   концепции;

  •  практика и техника;

  •  управление учетной деятельностью.

Наиболее обширной по структуре и содержанию является категория «Практика и техника», которая отражает новые и новейшие концепции управления, реализация которых требует соответствующей инфраструктуры и, следовательно, определяет содержание (варианты, модели) управленческого учета в экономических субъектах. Таким образом, применение стандартов управленческого учета, разработанных профессиональной организацией, предоставляющих достаточно полное методологическое описание отдельных сторон в области управленческого учета, не потребует какой-либо дополнительной регламентации. В случае отсутствия профессионального регулирования в сфере стандартизации и регламентации управленческого учета эти функции предполагаются к выполнению экономическим субъектом самостоятельно, исходя из принципа диспозитивности.

Еще одной стороной исследуемой проблемы является то, что вопросы стандартизации в науке и практике получили развитие благодаря объективным потребностям в совершенствовании качества управления деятельностью экономических субъектов. В результате возникла система менеджмента качества, согласно которой качество определяется не только и не столько качеством продукта производства, сколько качеством управления. Ее основу определяют международные стандарты качества, разработанные Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standartization — ISO), серии ISO. Анализ структуры стандартов качества серии ISO не позволяет обнаружить в них ни Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), ни стандартов управленческого учета. Это делает возможным заключить, что и МСФО, и стандарты управленческого учета подвержены профессиональному регулированию в части оказания воздействия на их создание и разработку содержания со стороны, например, профессиональных саморегулируемых организаций. В этой ситуации вопросы исследования диспозитивного содержания управленческого учета экономического субъекта, определяющего разработку его стандартов и регламентов на уровне экономического субъекта, приобретают объективную актуальность и практическую значимость.

Принцип диспозитивности предоставляет возможность экономическому субъекту по собственному усмотрению реализовывать принадлежащие ему права вплоть до отказа от такого права.

В отношении управленческого учета принцип диспозитивности может проявляться различно, определяя многообразие его моделей, вариантов. В частности, экономический субъект может использовать экономико-математические методы (факторный анализ, линейное программирование, эконометрические методы и т.п.) при ведении управленческого учета (например, при оценке фактических и бюджетных значений затрат, выручки, прибыли; при расчете оптимального объема заказа, для точности измерения затрат), но вправе и не применять их. Руководство экономического субъекта может реализовывать процессный либо функциональный подход в управлении, но вправе отказаться от их использования в пользу какой-либо иной концепции, например ценностно (стоимостно) ориентированной системы управления, или не использовать их вовсе. Реализация принципа диспозитивности в любой из аналогичных ситуаций будет состоять в выборе по своему усмотрению той или иной концепции управления, диспозитивно определяющей ту или иную модель управленческого учета, обусловленную осуществленным выбором. При этом диспозитивность поведения экономического субъекта в отношении обусловленности модели управленческого учета той или иной концепцией управления будет обеспечиваться отсутствием прямых негативных последствий, обусловленных выбором той или иной модели управления и управленческого учета.

Диспозитивность отражает важный принцип, прежде всего, гражданского права, согласно которому лица вправе самостоятельно (по своему усмотрению) распоряжаться правами.

Принцип диспозитивности в управленческом учете проявляется не только в выборе методов его ведения, но правил и процедур осуществления управленческого учета. Эти правила и процедуры (а также методики и алгоритмы) осуществления управленческого учета реализуются посредством формирования системы внутриорганизационных стандартов и регламентов управленческого учета, разрабатываемых экономическим субъектом самостоятельно, по своему усмотрению. Действие принципа диспозитивности обусловливает появление новых понятий: «стандарт управленческого учета экономического субъекта», «регламент управленческого учета экономического субъекта», а также сопряженные с ними понятия «стандартизация управленческого учета экономического субъекта», «регламентация управленческого учета экономического субъекта».

Основу разработки авторских определений названных понятий определяет принцип диспозитивности, в соответствии с которым под стандартом управленческого учета экономического субъекта (или внутриорганизационного стандарта управленческого учета) авторами понимается описание методологических положений управленческого учета, изложенных документально, разработанных и утвержденных экономическим субъектом самостоятельно, по своему усмотрению, для индивидуального (сугубого) использования в собственной практической деятельности и достижения обусловливающей ее цели экономического субъекта. Методологическое содержание внутриорганизационных стандартов управленческого учета определяется необходимостью раскрытия внутреннего содержания, структуры и логики организации, методов (инструментов) системы управленческого учета, что соответствует энциклопедическому определению понятия «методология».

Регламент управленческого учета экономического субъекта (или внутриорганизационный регламент управленческого учета), по мнению авторов, представляет собой документальное описание методических положений управленческого учета (инструкции, методические рекомендации по управленческому учету, методики, процедуры, алгоритмы расчета соответствующих показателей), разработанных, утвержденных и используемых экономическим субъектом самостоятельно, по своему усмотрению для отражения конкретных действий субъектов управленческого учета по реализации ими стандартов управленческого учета экономического субъекта.

Соответственно, процессы разработки внутриорганизационных стандартов и регламентов управленческого учета экономическим субъектом самостоятельно для индивидуального использования называются внутриорганизационной стандартизацией и регламентацией управленческого учета.

Разработанные по своему усмотрению внутриорганизационные стандарты и регламенты управленческого учета определяют правила его ведения в экономическом субъекте, обусловливая индивидуальность и неповторимость их содержания и применения, то есть невозможность их использования другим (другими) экономическим субъектом (экономическими субъектами) без внесения соответствующих изменений. Это определяет автономность, независимость стандартов и регламентов одного экономического субъекта от системы стандартов и регламентов другого экономического субъекта.

Согласно принципу диспозитивности разработка стандартов и регламентов управленческого учета осуществляется исходя из присущих экономическому субъекту особенностей: типа организационной структуры управления, ее сложности, характера технологий производственного процесса, масштабов (объемов) деятельности и т.п. Внутриорганизационные методологические и методические положения и правила ведения управленческого учета, реализуемые в системе внутриорганизационных стандартов и регламентов, не могут противоречить действующему законодательству. Однако принцип диспозитивности конкретных рамок, в которых может осуществляться выбор (формирование) правил ведения управленческого учета, реализуемых в системе его внутриорганизационных стандартов и регламентов, не устанавливает.

Диспозитивный метод составляет основу гражданского права. С точки зрения его интерпретации в область отношений экономических субъектов означает добровольность вступления и осуществления этих отношений, равенство экономических субъектов, возможность установления и закрепления их отношений договором или обычаем делового оборота. Основан на признании (допустимости) инициативы и самостоятельности в выборе того или иного поведения (в частности, разработке форм, процедур, методов и тому подобное ведения управленческого учета, формирования управленческой отчетности), их регулирования по своему усмотрению. Такое внутриорганизационное регулирование управленческого учета осуществляется посредством его стандартизации и регламентации на уровне экономического субъекта.

В юридической практике диспозитивный метод является методом координации со стороны государства. Он признавался в дореволюционный период в гражданском праве Российской империи; в советский период — ограниченно в отношении юридических лиц, в полном объеме — в отношении физических лиц. В системе управленческого учета признание координационного содержания диспозитивного метода проявляется в реализации его координирующей функции посредством индивидуально, автономно, самостоятельно разработанных экономическим субъектом стандартов и регламентов управленческого учета.

Их структура, содержание, отражающие правила и порядок разработки, например методик анализа безубыточности, калькулирования себестоимости по различным объектам (включая отдельные виды продукции, функции деятельности, бизнес-процессы и т.п.), оценки прибыльности продуктов, иных сегментов продаж, потребителей и др., расчета и оценки показателей центров ответственности, аккумулированных в соответствующих формах внутриорганизационной управленческой отчетности, других аспектов деятельности экономического субъекта, в соответствии с диспозитивным методом будут определяться:

  •  вариативностью в подготовке документальных предписаний (в виде стандартов и регламентов управленческого учета экономического субъекта);

  •  субъективной возможностью (свободой выбора) вариантов поведения экономического субъекта в отношении состава и форм внутриорганизационной управленческой отчетности, структуры анализируемых показателей, технологий калькулирования себестоимости и измерения финансового результата, то есть вариантов использования тех или иных методов учета затрат и калькулирования себестоимости (так называемых калькуляционных систем), пр.;

  •  автономностью в определении (выборе) вариантов счетоводческого сопровождения системы управленческого учета.

Общий вывод состоит в том, что диспозитивные свойства управленческого учета определяют его индивидуальность, вариативность, моделируемость в рамках отдельного экономического субъекта, независимость от вариантов (моделей) управленческого учета других экономических субъектов. Свойства диспозитивности определяют локальный уровень санкционирования управленческого учета экономического субъекта, его стандартов и регламентов, что соответствует четвертому уровню стандартизации, предусмотренной Законом № 57-З. 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.