«Экономически обоснованные затраты» — нововведение против налогового планирования |
В начале 2015 года вступили в силу изменения и дополнения в Уголовный кодекс, которые расширили сферу ответственности за лжепредпринимательство. Несмотря на это, наблюдался рост лжепредпринимательских структур, и если в 2011 году было выявлено 325 таких структур, то в 2012 году — 556, в 2013 году — 2 264, в 2014 году — 2 048 и в 2015 году — 1 459.
С апреля 2016 г. действует механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций с лжеструктурой по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля.
С января 2013 г. ведется Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, а с апреля 2016 г. ведется Реестр лжепредпринимательских структур.
Юрий Мехедов, Начальник оперативно-аналитического управления ДФР, во время конференции «Борьба с лжепредпринимательством» пояснил: «Реестр был создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488. За первые 2 года в этот реестр было включено более 4,5 тыс. субъектов хозяйствования. Считаем, что реализация норм Указа № 488 позволила значительно ослабить позиции лжепредпринимательских структур. Так, по сравнению с 2010 годом существенно снизился оборот безналичных платежей лжеструктур, выявленных органами финансовых расследований Комитета госконтроля (ОФР), по отношению к валовому внутреннему продукту. И еще: если раньше, как правило, период их преступной деятельности был от полугода до полутора лет, то в последнее время мы сталкиваемся с тем, что лжеструктуры существуют в среднем 1–3 месяца. При этом сложившаяся ситуация в основном обусловлена наличием спроса на услуги лжеструктур со стороны субъектов хозяйствования реального сектора экономики. Что касается добропорядочных субъектов хозяйствования, то избежать сомнительных сделок, руководствуясь только лишь информацией из реестра, им не удастся.
<...>