Формирование эффективного механизма бюджетирования на промышленном предприятии |
Обеспечение стабильной работы промышленного предприятия и устойчивости его развития требует формирования на предприятии гибкой и адекватной системы управления. Основным требованием эффективного управления выступает планирование согласованной работы всех структурных подразделений предприятия. В связи с этим система управления большинства современных промышленных предприятий включает бюджетирование как одну из самых эффективных технологий управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы предприятия на основе целевой ориентации и координации работы структурных подразделений предприятия, повышении гибкости в функционировании хозяйствующего субъекта.
К преимуществам использования системы бюджетирования можно отнести следующее: интеграция стратегического и оперативного планирования, гибкость управления предприятием, проведение сценарного анализа, выбор оптимального варианта развития, повышение прозрачности и доступности информации, оценка финансовой состоятельности бизнесов предприятия.
Бюджетирование позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонений тех или иных показателей деятельности компании, разработать эффективные управленческие решения по результатам анализа отклонений.
Одной из особенностей формирования бюджета в условиях неопределенности можно назвать уменьшение временного горизонта планирования бизнеса — большинство финансистов считает, что в сложившейся ситуации самым оптимальным горизонтом планирования для бюджета является планирование на календарный год.
Внешние риски, волатильность на рынках сырья, изменение макроэкономических трендов привело к определенным изменениям в показателях, на которых базируются современные бюджеты компаний — если в докризисный период в бюджетных форматах основной упор делался на показатель чистой прибыли и рост величины активов бизнеса (показатель ROE), то в кризисный период доминирующими показателями являются денежные потоки.
В свою очередь, под бюджетом будем понимать план, выраженный в количественных показателях, отражающий поступление и расход средств по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.
Под системой бюджетирования, или бюджетной системой, как правило, понимается совокупность взаимосвязанных бюджетов, а также технология их составления и консолидации.
Развитие управленческих методик и изменение условий внешней среды выдвигают ряд требований к постановке и функционированию системы бюджетирования на предприятии, в частности, увеличение гибкости системы, повышение роли стратегических задач. Данное обстоятельство предполагает совершенствование механизма бюджетирования, что связано с использованием не всех возможностей системы из-за ее сложности и многофункциональности, непонимания ее возможностей. Только отлаженный механизм бюджетирования позволит достичь запланированных показателей и развиваться в намеченном направлении.
Под механизмом бюджетирования будем понимать последовательность действий, состояний, инструментов и правил, определяющих процесс достижения контрольных и целевых показателей предприятия.
Механизм управления бюджетированием включает следующие локальные механизмы:
1. организационный — предполагает выделение бюджетных единиц (центров) и формирование финансовой структуры предприятия посредством выделения центров финансовой ответственности (ЦФО);
2. экономический — предполагает использование совокупности соответствующих принципов, методов и инструментов бюджетирования;
3. правовой — предполагает разработку совокупности внутренних нормативных документов предприятия, регламентирующих процесс бюджетного планирования, начиная от разработки и заканчивая контролем и анализом бюджетов;
4. мотивационный — предполагает установление зависимости заработной платы сотрудников ЦФО от выполнения закрепленных за ним плановых показателей.
В процессе формирования и поддержания в актуальном состоянии системы бюджетирования перед организацией встает множество проблем, в формулировке и решении которых тесно сплетаются организационные, поведенческие и информационные аспекты. В качестве основных проблем бюджетирования в разрезе отдельных локальных механизмов бюджетирования можно выделить следующие:
-
организационные — неадекватная финансовая модель компании (неверная типизация центров финансовой ответственности), насаждение бюджетов «сверху вниз», недостаточное вовлечение в процессы планирования руководителей центров ответственности, несоблюдение процедур и регламентов бюджетирования;
-
экономические — неадекватные методы и инструменты, используемые в процессе разработки, контроля и анализа бюджетов; отсутствие связи системы бюджетирования с системами управленческого и бухгалтерского учета, отсутствие связи стратегического и бюджетного планирования;
-
правовые — неадекватная бюджетная модель, отсутствие четкого регламента бюджетирования, неправильное определение и разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений, неверные сроки в регламентах бюджетирования, отсутствие процедур исполнения бюджетов;
-
мотивационные — установление для мотивации менеджеров чрезмерно завышенных/заниженных целевых и контрольных показателей и т.п.
По результатам анализа организации процесса бюджетирования в ОАО «ЗАВОД» был выявлен ряд недостатков функционирующей в компании системы бюджетирования:
-
невысокая достоверность результатов;
-
несоответствие данных, используемых в различных отчетах;
-
несовершенство процессов сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи результатов расчетов конечному пользователю;
-
непрозрачность планирования (подра- зумевается невозможность проследить путь каждой цифры сводного документа от первичных данных до итоговых);
-
отсутствие полнофункциональной системы автоматизации бюджетного процесса ОАО «ЗАВОД»;
-
недостаточная аналитичность данных, что накладывает ограничения при проведении план-фактного анализа;
-
недостаточная оперативность получения необходимых данных;
-
высокая трудоемкость процесса сопоставимости и консолидации данных различных отделов, участвующих в бюджетном планировании;
-
сложная адаптация существующей на сегодняшний день модели бюджетирования к быстро меняющейся внешней среде;
-
высокая трудоемкость планирования и получения фактических данных по требуемым аналитическим признакам;
-
проблемы обмена данными между отделами и различными программными продуктами;
-
длительные сроки разработки и согласования бюджетов.
Основными направлениями совершенствования механизма бюджетирования в анализируемой компании должны стать:
-
повышение качества аналитических данных;
-
уточнение роли и четкое определение функций участников бюджетного процесса;
-
сокращение длительности периода бюджетирования;
-
внедрение полнофункциональной автоматизированной системы формирования, управления, анализа исполнения и контроля бюджетов;
-
интеграция процедур риск-менеджмента в систему бюджетирования.
Анализ приведенных вариантов совершенствования процесса бюджетирования показывает, что есть направления, которые особенно влияют на качество и достоверность бюджетного управления и которые необходимо модернизировать в первую очередь. Схема вариантов представлена на рис. 1.
...
Рассмотрим каждое направление более подробно и выделим наиболее приоритетные из них.
...
На рис. 2 отражена связь между системой бюджетирования и риск-менеджментом. С одной стороны, значения целевых и контрольных показателей, данные о ходе реализации бюджетов являются информационной базой принятия решений по управлению рисками, с другой стороны, приемы риск-менеджмента позволяют обеспечить достижение целевых и контрольных показателей (либо сократить отрицательные отклонения фактических показателей от плановых), организацию выполнения и эффективный контроль выполнения намеченных плановых заданий.
...
Совершенный механизм бюджетирования позволит оптимизировать предстоящую финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а также текущую плановую работу руководителей и экономистов.
Подробнее читайте в статье.
<...>