Исследовательский центр ИПМ: оценка экономического роста и потерь от налогового маневра

Исследовательский центр ИПМ: оценка экономического роста и потерь от налогового маневра |

Автор Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ, ведущий научный сотрудник Фонда CASE Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ, ведущий научный сотрудник Фонда CASE
Количество просмотров 577
Автор макроэкономика, макроэкономика, ВВП, ВВП, Беларусь, Беларусь, прогноз прогноз

Исследовательский центр ИПМ оценил темпы роста экономики Беларуси в 2019-21 годах. По данным экспертов центра, в 2019 году прирост ВВП составит 1,2%, в следующем году — 1%, а в 2021-м — 0,8%. В сравнении с августовской оценкой ИПМ повысил прогноз на этот год на 0,3 п.п., а на следующий ухудшил на 0,3 п.п., на 2021-й — 0,1 п.п.

Прогноз скорректирован с учетом оценки потерь от налогового маневра, влияния госдолга.

«Мы ожидаем, что Минфин будет рефинансировать только 75% платежей по внешнему долгу, 25% мы будем брать откуда-то «вынь да положь» в условиях, когда бюджет получает все меньше денег от нефти», — сказал директор исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

По его мнению, эти средства будут изыскиваться в том числе из доходов бюджета, что может требовать фискальной консолидации.

Инфляция на конец 2019 года оценена на уровне 5%, на конец 2020 года — 5,1%, а в 2021-м замедлится до 4,4%.

Исследователи прогнозируют соотношение доллара к беларусскому рублю в размере 2,1 рубля за доллар в 2019-м, 2,2 рубля — в 2020-м и 2,4 рубля — в 2021-м. Евро будет стоить — 2,4 рубля в 2019-м, в 2020-м — 2,5 рубля, а в 2021-м — 2,8 рубля.

Среднюю зарплату в следующем году в центре оценивают в 1 161,1 рубля, в 2020-м — в 1 257,8 рубля, в 2021-м — 1 367,3 рубля.

По словам директора исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, стабильным драйвером экономического роста в последнее время остается вид деятельности «информация и связь».

«Если вы посмотрите, с 2010 года «информация и связь» был единственным видом деятельности, который не падал. По состоянию на 10 месяцев вклад сектора превысил суммарный вклад промышленности, строительства и сельского хозяйства и был сопоставим с обрабатывающей промышленностью», — сказал Александр Чубрик.

Обрабатывающая промышленность резко выросла из-за провала поставок нефти. Было ввезено на 10,5% меньше, чем средние 4,5 млн т. исходя их объемов переработки в 18 млн. т Соответственно, в третьем квартале было ввезено больше нефти, что сказалось на показателях обрабатывающей промышленности.

Обрабатывающая промышленность Минской области была одним из драйверов.

«В основном речь идет о производстве легковых автомобилей, то есть Geely, и одновременно сокращалось производство карьерных самосвалов», — отметил Александр Чубрик.

Экономическое ощущение предприятий в целом остается стабильным, что отражается в динамике реальных показателей промышленного производства и ВВП. Рост того и другого очень медленный.

«Последние два месяца оживление какое-то началось в пяти регионах, за исключением Гродненской и Гомельской области», — добавил эксперт.

На темпы Гродненской области оказывает влияние завершение строительных работ на БелАЭС.

«Совокупный спрос растет за счет потребления домашних хозяйств, но увеличивается отрицательный вклад нефтяного импорта», — сказал Александр Чубрик.

Рост внутреннего спроса ведет к росту импорта. Зарплаты растут быстрее, чем производительность труда, последние десять месяцев в номинальном выражении и 30 месяцев — в реальном (с поправкой на инфляцию).

«На мой взгляд, ключевая причина — в возросших проблемах на рынке труда», — сказал Александр Чубрик.

Он отмечает рост миграции, как внутренней, так и внешней, которая вынуждает и государственные, и частные предприятия конкурировать за трудовые ресурсы с иностранными государствами и Минском. Определенное влияние оказывает и предвыборный период.

Одной из причин медленного роста Александр Чубрик называет жесткую фискальную политику. Профицит сектора государственного управления растет высокими темпами, особенно в последние месяцы. Минфин на фоне непростых переговоров с Россией старается накопить ресурсы и создать подушку безопасности, в том числе из-за высокого уровня государственного долга.

Инфляция остается стабильной. Основной вклад в прирост вносят тарифы на ЖКУ. Их доля в структуре потребительской корзины относительно невелика, но вклад в рост инфляции заметно выше ее. Инфляционные ожидания среди населения и бизнеса остаются высокими.

«В целом есть некоторое увеличение инфляционных ожиданий населения и компаний. Удивляться не приходится: с одной стороны, есть неопределенность в отношениях с Россией, с другой — что зарплаты растут быстрее производительности труда, с третьей — что надо повышать пенсии, а все знают, к чему это приводит», — пояснил Александр Чубрик.

Исследовательский центр ИПМ попытался оценить потери Беларуси от налогового маневра при цене барреля в 60 долларов США. При этом эксперты закладывали некоторое снижение импорта нефти и ее переработки, которое будет связано с тем, что поставлять нефтепродукты за пределы страны будет менее выгодно. Также в оценку было заложено отсутствие схемы с «перетаможкой нефти», которая прекратится с 2020 года.

«Получается, суммарно за этот период бюджет имел бы доходы меньшие при сопоставимых ценах на нефть на 6,6 млрд долларов (период 2019-24 годы — прим Reform.by). Вот это тот объем денег, который бюджет недополучит, по нашим оценкам, от налогового маневра. Только прямые эффекты, никаких косвенных потерь», — сказал Александр Чубрик.

Также Беларусь понесет потери из-за ухудшения условий внешней торговли, как со стороны импорта, так и экспорта, которые отразятся на текущем счете.

«Вот если мы сложим все эти цифры с 2019 по 2024 годы, то мы получим 9,2 млрд долларов. Вот это эффект, прямые потери от налогового маневра», — сказал Александр Чубрик.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

2. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

3. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

4. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.

5. «Если лошадь сдохла, с нее надо слезать»

По экономикам стран наносятся болезненные, почти смертельные, удары. У каждой страны есть своя ахиллесова пята и необходимо их знать и вовремя реагировать, принимать разумные меры. Для Беларуси падение цен на нефть и нефтепродукты, уменьшение доходов от транзита это лишь одна из многих подножек этого кризиса. Крупнейшие статьи доходов бюджета и поступления валюты в страну сейчас под ударом.

6. Нацбанк обещает экстренную помощь банкам

При расчете показателя достаточности нормативного капитала банки получили возможность применять степень кредитного риска в отношении кредитной задолженности и ценных бумаг системно значимых заемщиков в размере 100%, а в случае если задолженность обеспечена гарантиями правительства — 20% по задолженности в иностранной валюте и 0% по задолженности в белорусских рублях.