Как минимизировать налоговые риски при заключении договоров аутсорсинга

Как минимизировать налоговые риски при заключении договоров аутсорсинга |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 10/2019
Количество просмотров 89
Автор аутсорсинг, аутсорсинг, налоги, налоги, проверки, проверки, право право

Соглашение об аутсорсинге должно быть хорошо продумано и обосновано с точки зрения налоговых последствий. Налоговые риски аутсорсинга в первую очередь связаны с обоснованием включения в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, и еще не накопленной практикой налоговых органов по проверкам и обжалованиям в судебных процессах.

Сложность в первую очередь вызывает п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), согласно которому затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости — посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета).

Согласно п. 4 ст. 169 НК экономически обоснованными затратами не могут быть признаны расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;

  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;

  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях. (Положения этого подпункта не применяются при выполнении работ, оказании услуг плательщику организацией в случае, если такие плательщик и организация являются участниками одного холдинга.)

Важно четко разделять расходы на «затраты на производство и реализацию» (ст. 170 НК) и «нормируемые затраты» (ст. 171 НК) и лишь затем погружаться в нормируемых затратах в «прочие» и «в пределах норм».

Согласно п.1.4 ст. 171 НК расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности».

Совокупный размер «прочих затрат» не может превышать 1% выручки (включая доходы от аренды/лизинга) с учетом НДС. Для банков — от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст. 176 НК.

Сложности для организаций, заключающих договоры аутсорсинга, вызывает применение п. 1.5 ст. 172 НК «Порядок определения затрат по контролируемой задолженности».

При определении базы налога на прибыль за налоговый период затраты и внереализационные расходы по видам работ, услуг, имущественных прав и по иным обязательствам учитываются исходя из сумм фактически понесенных затрат и внереализационных расходов, если их размер не превышает сумм предельных затрат. Сумма предельных затрат подлежит определению, если на последний день налогового периода у организации имеется контролируемая задолженность, сумма которой в три и более раза (для организаций, производящих подакцизные товары, — более, чем в один раз) превышает величину ее собственного капитала.

Величина собственного капитала определяется по данным бухучета на последний день налогового периода и (или) на дату составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юрлица по решению регистрирующего органа).

Если величина собственного капитала отрицательная или равна нулю, белорусская организация не вправе учитывать затраты и внереализационные расходы по контролируемой задолженности при определении налоговой базы налога на прибыль.

Под контролируемой задолженностью организации понимается задолженность по работам (услугам) перед:

...

Подробнее читайте в статье.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.