Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» |
Министерство труда и социальной защиты прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций.
В соответствии с указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.
В 18-разрядной тарифной сетке с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов определена равномерная межразрядная дифференциациия тарифных коэффициентов в среднем не менее 6%.
Указанная тарифная сетка будет утверждена правительством до 1 марта 2019 г. и введена в действие с 1 января 2020 г.; изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций.
Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы.
Размер базовой ставки, как и ранее размер тарифной ставки первого разряда будет определяться правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Беларуси.
Размер базовой ставки, который будет действовать с 1 января 2020 г. будет утвержден правительством до 1 марта 2019 г. При этом упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций.
Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из: оклада; стимулирующих (надбавки, премии) выплат; компенсирующих (доплаты) выплат.
Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.
Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено.
В централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты: надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы: до 5 лет – 10%; от 5 до 10 лет – 15%; от 10 до 15 лет – 20%; от 15 лет и выше – 30%.
Порядок и условия выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях будут определяться Минтруда и соцзащиты. Премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5% от суммы окладов работников.
Единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или правительством).
Материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.
При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций.
Надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета министров (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).
При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с декретом №29 от 26 июля 1999 г., в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – указами главы государства, постановлениями правительства и Минтруда и соцзащиты.
Кроме того, расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам.
Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.
Таким образом, указом четко разграничиваются полномочия правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.
При этом указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
В результате проведения работы по приведению актов законодательства в соответствие с указом, которая должна быть завершена до 1 мая 2019 г., существенно сократится количество нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда работников бюджетных организаций.
Кроме этого, мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетной сфере, связанные с реализацией норм указа, проводимые в 2019 году будут включать в себя не только изменение соответствующей нормативной правовой базы, но и проведение развернутой информационно-разъяснительной работы среди работников бюджетных организаций с участием средств массовой информации, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов. Основным координатором проведения данной работы будет являться Министерство труда и социальной защиты.
<...>