Латвийские стивидоры: о загрузке портов, санкциях и перспективах отрасли |
Количество просмотров 30
Автор транспорт, транспорт, грузоперевозки, грузоперевозки, Латвия, Латвия, ВЭД ВЭД
Латвийские стивидоры: о загрузке портов, санкциях и перспективах отрасли

Латвийские бизнесмены стали заложниками санкций, пострадал транзитный сектор, и налаживание отношений с восточным соседом – одна из основных задач Ассоциации стивидорных компаний Латвии.


Обмен санкциями между Россией и ЕС никому не идет на пользу, но даже в этих условиях Рижский порт в прошлом году смог нарастить грузооборот. О том, как местные стивидоры сегодня работают над привлечением грузов и какие проблемы стоят перед транзитным бизнесом, корреспонденту Sputnik рассказал президент Ассоциации стивидорных компаний Латвии (АСКЛ) Улдис Папанс.

АСКЛ образована в 1997 году. Изначально в Ассоциацию объединились компании, работавшие тогда в Рижском, Вентспилсском и Лиепайском портах. Сейчас в АСКЛ осталось 14 компаний, работающих только в Риге.

Латвия от России никуда не уплывет

"Одной из основных задач АСКЛ является налаживание отношений с Россией, с предпринимателями из соседней страны. Мы, насколько можем, стараемся сгладить острые углы в отношениях между Россией и Латвией. В этом нам очень помогает посольство России и лично посол Евгений Лукьянов, с которым сложились дружеские отношения.

Мы регулярно встречаемся, беседуем – и всегда приходим к одному выводу: несмотря на сложную политическую ситуацию, предприниматели обязаны дружить и делать все, чтобы Латвия оставалась удобной транзитной страной. Латвия и Россия – соседи. Значит, должны быть добрососедские отношения. Мы ведь не можем оторваться от России и отплыть куда-то подальше в Балтийское море, и широкий канал по границе между нашими странами не пророют", - говорит Улдис Папанс.

Руководитель Ассоциации подчеркивает: когда речь идет о международном бизнесе, предприниматели автоматически становятся заложниками политических игр. В данном случае латвийские бизнесмены стали заложниками войны санкций, которую известно кто развязал, и из-за чего уже несколько лет страдаем мы все. А дружеские отношения на благо не только конкретным предпринимателям, но вообще – странам.

Куда уходит транзит

"Когда президент Владимир Путин сказал, что в 2022 году Россия будет готова полностью переключить грузопоток с прибалтийских стран на себя, можно представить, что почувствовали латвийские предприниматели, занимающиеся транзитным бизнесом. Хотя, насколько я знаю, настроение не улучшилось и у многих россиян. Конечно, если транзита из России тут больше не будет, тогда наши порты, да и вообще люди, пострадают чрезвычайно, но и стране-соседке станет непросто переваливать огромный объем грузов только через свои северные порты", - отмечает Папанс.

Тем не менее, как только северные российские порты открылись, Латвия это почувствовала сразу же, и с каждым годом объем грузов из соседней страны неуклонно снижался. Сегодня предприниматели стараются сделать все, чтобы поток грузов из России в Латвию не прекратился полностью: ездят в Россию, налаживают личные контакты, укрепляют уже имеющиеся связи, доказывая, что с Латвией можно выгодно работать. Определенные успехи у латвийского сектора транзита есть: в прошлом году грузооборот Рижского порта, например, вырос на 8,2%.

"Да, сейчас большой спад перегрузки в Рижском порту нефти и нефтепродуктов. Но при этом на 6,6% выросло количество грузов в контейнерах. Если говорить о насыпных грузах, то в порту увеличился оборот, например, торфа - на 4,7%, угля – на 20,8%, а древесной щепы - на 45,7%. Вырос объем перевалки лесоматериалов – на 68,4%, а рыбы и рыбной продукции на – 139,1%", - рассказывает Улдис Папанс.

Как Литва Латвию отодвигает

В то же время с каждым годом все больше на пятки Латвии наступает Литва. Стивидорные компании из соседней страны стали активнее работать с Россией, например, открывая там свои региональные представительства. Логично, что российский предприниматель скорее обратится к той прибалтийской компании, которая представлена в его городе, чем будет искать выход на Латвию.

Литовские политики регулярно делают агрессивные заявления в адрес России, но при этом на уровне правительства Литва поддерживает своих бизнесменов, в том числе стивидорные компании, желающие лучше работать с Россией. А Латвия своих предпринимателей поддерживает не столь активно, отметил Папанс.

"В 2017 году ЕС объявил конкурс на проект Central Asia Invest и выделил грант на 750 тысяч евро. Был создан международный консорциум, в который вошли наша организация, Ассоциация по развитию бизнес логистики из Узбекистана, Туркменская ассоциация международных перевозчиков. Руководит проектом Центр предпринимательства и управленческого развития из Болгарии.

Проект рассчитан на 3 года: ЕС помогает идти вперед малому и среднему бизнесу в Узбекистане и Туркмении. В 2017—2018 годах происходил обмен знаниями и ноу-хау в сфере транспорта и логистики. Преподаватели и лекторы из Латвии передавали свой опыт представителям малого и среднего бизнеса Узбекистана и Туркмении, проводились круглые столы в этих странах, были организованы учебно-ознакомительные поездки в компании транспорта и логистики ЕС.

А ведь, может быть, и в России есть фонды, которые готовы помогать в похожем деле, если говорить о сотрудничестве с Латвией – с ее исключительно выгодным географическим положением. Мы сейчас ищем самые разные возможности улучшать отношения с Россией", - говорит Папанс.

Глава АСКЛ стивидоров надеется и на нового министра сообщений Латвии Талиса Линкайтса - что он даст толчок к развитию транзитного бизнеса, ведь все понимают, какие доходы он приносит в бюджет государства. И если этот бизнес будет уничтожен, плохо будет всем – и простому народу, и политикам, которые живут благодаря тому самому народу.

Рабочие руки тянутся в Европу

Новым вызовом для стивидорных компаний Латвии стала нехватка работников, особенно молодых. Ассоциация этим сильно обеспокоена: порт ищет докеров, крановщиков, трактористов, бульдозеристов. Там остаются работать в основном люди предпенсионного возраста, а молодые уезжают из Латвии. Да, работа в порту не самая легкая - и холодно там, и сыро, но при этом люди получают очень неплохие деньги.

"Сейчас наша Ассоциация выходит с такой инициативой: важно убедить правление Рижского свободного порта, что хорошо было бы создать своего рода портовую школу, где станут обучать молодых специалистов для работы с грузами. Конечно, важно такие профессии рекламировать, чтобы люди хотели идти трудиться в порт, понимая, что работа там стабильная и высокооплачиваемая.

Еще есть идея: сами стивидорные компании должны брать молодых людей и обучать сразу на месте, в порту. Но поскольку этот процесс в любом случае не самый быстрый, сейчас стивидоры поднимают вопрос об открытии рынка труда для молдаван, белорусов, румын", - говорит Улдис Папанс.

Хотим дружить несмотря ни на что

Собственно АСКЛ как организация делает для своих компаний немало, например, представляет их интересы в разных советах при министерствах. Скажем, есть Совет по логистике при министерстве сообщений. Там каждые два-три месяца встречаются представители ассоциаций стивидоров – Риги, Лиепаи, Вентспилса, также – малых портов, аэропорта, железной дороги и другие представители транзитной сферы. Представители ассоциации на этих встречах говорят о проблемах, тенденциях, а потом пытаются разобраться общими силами, как сделать так, чтобы бизнес развивался активнее.

Также АСКЛ входит в Совет сотрудничества ассоциаций транзитного бизнеса, где в том числе обсуждают новые законы – не только Латвии, но и международные, различные тенденции на рынках.

"Еще раз подчеркну, что бизнес не стоит на месте и без России Латвии никак. У нас много поводов для встреч с россиянами, чтобы обмениваться опытом и договариваться о сотрудничестве. Наша Ассоциация призывает общаться и дружить, несмотря ни на какие политические сложности", - заключил Папанс.

Автор: Евгений Лешковский, Sputnik  lv.sputniknews

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Банк Японии "улетает в космос", напечатав полквардриллиона иен

В то время как ФРС США поднимает стоимость займов и сжимает долларовую массу, а Европейский центробанк прекратил скупку активов и обсуждает повышение процентной ставки, лишь один крупный ЦБ мира продолжает программу денежной накачки в прежних, беспрецедентных масштабах. Банк Японии по итогам заседания в среду оставил неизменным параметры монетарной политики: ставка, которую ЦБ платит банкам за размещение у себя свободных средств, останется отрицательной - минус 0,1% годовых. Программа выкупа активов, в рамках которой БЯ ежегодно увеличивает денежную базу на 80 триллионов иен, также не претерпит изменений.

2. Центробанки недоумевают: Классический закон экономики перестал работать в XXI веке

Классический закон экономической теории, который в России студенты ВУЗов изучают на первом курсе, дает сбои в большинстве развитых стран. Кривая Филлипса, которая показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей (чем быстрее растут цены, тем меньше безработных) и которая десятилетиями служила чиновникам, ответственным за экономическую и монетарную политику, утратила «магическую силу».

3. Крупные продавцы валюты подбросили российский рубль до максимума за 2 недели

Пережив панический припадок на новостях о подготовке новых санкций США, российский валютный рынок вернулся в состояние хрупкой ремиссии. За пять торговых дня курс доллара снизился на 1,5 рубля - в четверг 14 февраля он превышал 67 рублей. Евро подешевел на 1,3 рубля - на пике санкционной паники он стоил 75,7 рубля, а 23.13 мск среды - 74,46 рубля. Рублю помогает рост цен на нефть.

4. Что изменится с 1 марта в оплате жилищно-коммунальных услуг?

Важный момент изменений — с марта субсидируемый тариф при расчете платы за ЖКУ будет применяться в отношении жилых помещений, в которых есть зарегистрированные по месту жительства граждане, и не будет зависеть от того, состоят ли они в близком родстве с собственником или нанимателем жилья. В документе также предусмотрен порядок перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае неправильного применения организацией тарифа.

5. Топ-20 белорусских городов и районов по условиям ведения бизнеса

В Беларуси составлен рейтинг городов и районов по условиям ведения бизнеса. Они оценивались по 150-балльной шкале. Составители рейтинга (белорусский офис «Битрикс24») пояснили, что Минск оказался в лидерах по 9 параметрам из 11, уступив лишь Новополоцку по выручке от оптовой и розничной торговли на душу населения, а Бресту — по объему торговых площадей на 10 тыс. населения.

6. Новые правила хозяйственной деятельности в приграничной полосе и на госгранице

Определены права и обязанности юридических и физических лиц, связанные с их пребыванием в пограничной зоне или пограничной полосе, в том числе право на получение информации о пограничном режиме и режиме госграницы. Также, в пределах пограничной зоны и пограничной полосы установлены новые ограничения.
С 1 января 2019 года при нахождении в пределах пограничной зоны или полосы гражданам и юридическим лицам запрещено...

7. Роман Осипов: Отсутствие отраслевых политик отпугивает инвесторов от Беларуси больше, чем экономические показатели

Потенциал же – по новым проектам один миллиард долларов, следствием будет и увеличение объема реинвестируемой прибыли до 1-1,5 млрд долларов в год. Таким образом, в целом можно в течение обозримого будущего (3-4 года) выйти на 2-3 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год. А это даст прирост ВВП как минимум около 3-4% в год (не учитывая эффект мультипликатора).
Актуальные новости

1. О новой российской системе быстрых платежей и низкой комиссии для "входящих" платежей у бизнеса |

Система быстрых платежей в ограниченном режиме запущена в России с 28 января в 12 банках, в полноценном режиме система заработает с 28 февраля. Она позволит физическим лицам осуществлять мгновенные платежи в круглосуточном режиме. Запуск платежей в пользу юридических лиц в рамках разработанной Банком России Системы быстрых платежей снизит для предприятий комиссии за безналичный расчет при оплате товаров и услуг.

2. Как в Беларусь попадают поддельные банкноты и какие проблемы можно получить за их хранение и сбыт |

В большинстве случаев поддельная валюта попадала в Беларусь через туристов, гастарбайтеров, а также тех, кто ездил в гости к родным за границу. В некоторых случаях фальшивки попадали в нашу страну через предпринимателей, которые закупали товар за границей. Поддельную валюту изготавливают, как правило, на высококачественном полиграфическом оборудовании. Белорусские банкноты подделывают более простым способом — рисуют или печатают на обычных принтерах в домашних условиях.

3. Руководство предприятия по продаже ветпрепаратов в Молодечно подозревается в хищениях денег |

Главный бухгалтер предприятия по оформленной доверенности получала расходные материалы и автозапчасти за счет организации. Однако использовались они для личного автомобиля. Махинациями хищения топлива «промышлял» новый замдиректора предприятия. Новый же директор, заступив на должность в августе 2018 года, систематически допускал прогулы, решая частные вопросы. Но в табелях учета рабочего времени фиксировался восьмичасовой день, что позволяло получать зарплату и надбавку за сложность и напряженность. Таким образом, руководитель незаконно получил более 2 тыс. рублей.

4. Украина расследуют крупную контрабанду сигарет из Беларуси в Евросоюз |

Согласно обнародованной информации, СБУ запросила у Беларуси копии документов на груз, отправленный белорусским предприятием «Бархим», в котором вместо моечной продукции обнаружили незаконно изготовленные сигареты. Сообщается, что нарушение было выявлено на территории Румынии, поскольку большегруз попал в автомобильную аварию.

5. Бедняга из Горок перевёз зерно из России в Беларусь без лицензии |

Факт оказания безлицензионных услуг по перевозке зерна из России в Беларусь выявили работники Кричевской межрайонной финансовой милиции. Причем в ходе проверки горецкий перевозчик представил подложные документы, в соответствии с которыми перевозка товара осуществлялась только по территории республики.

6. Корпоративное управление на госпредприятиях: о реформировании наблюдательных советов в целях долгосрочного развития |

Высшие должностные лица Беларуси будут назначены представителями государства в набсоветы наиболее значимых акционерных обществ с долей государства в уставных фондах. Это называется выстраиванием корпоративного управления на госпредприятиях, чем правительство в 2019 году собралось заняться очень плотно. Основная цель нововведения - "превратить наблюдательные советы из формального органа в штаб, формирующий стратегию в конкурентной борьбе и, что немаловажно, контролирующий ее выполнение для достижения долгосрочных целей развития".

7. Почему посетителям больше не милы существующие концепции торговых центров |

Еще пару лет назад собственники торговых центров привлекали посетителей, открывая батутные центры, роллердромы и даже контактные зоопарки. Но покупатели насытились этими впечатлениями. Все существующие концепции привлекают людей лишь разово. Собственник торгового центра больше не может себе позволить один раз озадачиться стройкой и подбором арендаторов, нанять управляющего и расслабиться, зарабатывая на аренде.