Латвийские стивидоры: о загрузке портов, санкциях и перспективах отрасли

Латвийские стивидоры: о загрузке портов, санкциях и перспективах отрасли |

Количество просмотров 273
Автор транспорт, транспорт, грузоперевозки, грузоперевозки, Латвия, Латвия, ВЭД ВЭД

Латвийские бизнесмены стали заложниками санкций, пострадал транзитный сектор, и налаживание отношений с восточным соседом – одна из основных задач Ассоциации стивидорных компаний Латвии.


Обмен санкциями между Россией и ЕС никому не идет на пользу, но даже в этих условиях Рижский порт в прошлом году смог нарастить грузооборот. О том, как местные стивидоры сегодня работают над привлечением грузов и какие проблемы стоят перед транзитным бизнесом, корреспонденту Sputnik рассказал президент Ассоциации стивидорных компаний Латвии (АСКЛ) Улдис Папанс.

АСКЛ образована в 1997 году. Изначально в Ассоциацию объединились компании, работавшие тогда в Рижском, Вентспилсском и Лиепайском портах. Сейчас в АСКЛ осталось 14 компаний, работающих только в Риге.

Латвия от России никуда не уплывет

"Одной из основных задач АСКЛ является налаживание отношений с Россией, с предпринимателями из соседней страны. Мы, насколько можем, стараемся сгладить острые углы в отношениях между Россией и Латвией. В этом нам очень помогает посольство России и лично посол Евгений Лукьянов, с которым сложились дружеские отношения.

Мы регулярно встречаемся, беседуем – и всегда приходим к одному выводу: несмотря на сложную политическую ситуацию, предприниматели обязаны дружить и делать все, чтобы Латвия оставалась удобной транзитной страной. Латвия и Россия – соседи. Значит, должны быть добрососедские отношения. Мы ведь не можем оторваться от России и отплыть куда-то подальше в Балтийское море, и широкий канал по границе между нашими странами не пророют", - говорит Улдис Папанс.

Руководитель Ассоциации подчеркивает: когда речь идет о международном бизнесе, предприниматели автоматически становятся заложниками политических игр. В данном случае латвийские бизнесмены стали заложниками войны санкций, которую известно кто развязал, и из-за чего уже несколько лет страдаем мы все. А дружеские отношения на благо не только конкретным предпринимателям, но вообще – странам.

Куда уходит транзит

"Когда президент Владимир Путин сказал, что в 2022 году Россия будет готова полностью переключить грузопоток с прибалтийских стран на себя, можно представить, что почувствовали латвийские предприниматели, занимающиеся транзитным бизнесом. Хотя, насколько я знаю, настроение не улучшилось и у многих россиян. Конечно, если транзита из России тут больше не будет, тогда наши порты, да и вообще люди, пострадают чрезвычайно, но и стране-соседке станет непросто переваливать огромный объем грузов только через свои северные порты", - отмечает Папанс.

Тем не менее, как только северные российские порты открылись, Латвия это почувствовала сразу же, и с каждым годом объем грузов из соседней страны неуклонно снижался. Сегодня предприниматели стараются сделать все, чтобы поток грузов из России в Латвию не прекратился полностью: ездят в Россию, налаживают личные контакты, укрепляют уже имеющиеся связи, доказывая, что с Латвией можно выгодно работать. Определенные успехи у латвийского сектора транзита есть: в прошлом году грузооборот Рижского порта, например, вырос на 8,2%.

"Да, сейчас большой спад перегрузки в Рижском порту нефти и нефтепродуктов. Но при этом на 6,6% выросло количество грузов в контейнерах. Если говорить о насыпных грузах, то в порту увеличился оборот, например, торфа - на 4,7%, угля – на 20,8%, а древесной щепы - на 45,7%. Вырос объем перевалки лесоматериалов – на 68,4%, а рыбы и рыбной продукции на – 139,1%", - рассказывает Улдис Папанс.

Как Литва Латвию отодвигает

В то же время с каждым годом все больше на пятки Латвии наступает Литва. Стивидорные компании из соседней страны стали активнее работать с Россией, например, открывая там свои региональные представительства. Логично, что российский предприниматель скорее обратится к той прибалтийской компании, которая представлена в его городе, чем будет искать выход на Латвию.

Литовские политики регулярно делают агрессивные заявления в адрес России, но при этом на уровне правительства Литва поддерживает своих бизнесменов, в том числе стивидорные компании, желающие лучше работать с Россией. А Латвия своих предпринимателей поддерживает не столь активно, отметил Папанс.

"В 2017 году ЕС объявил конкурс на проект Central Asia Invest и выделил грант на 750 тысяч евро. Был создан международный консорциум, в который вошли наша организация, Ассоциация по развитию бизнес логистики из Узбекистана, Туркменская ассоциация международных перевозчиков. Руководит проектом Центр предпринимательства и управленческого развития из Болгарии.

Проект рассчитан на 3 года: ЕС помогает идти вперед малому и среднему бизнесу в Узбекистане и Туркмении. В 2017—2018 годах происходил обмен знаниями и ноу-хау в сфере транспорта и логистики. Преподаватели и лекторы из Латвии передавали свой опыт представителям малого и среднего бизнеса Узбекистана и Туркмении, проводились круглые столы в этих странах, были организованы учебно-ознакомительные поездки в компании транспорта и логистики ЕС.

А ведь, может быть, и в России есть фонды, которые готовы помогать в похожем деле, если говорить о сотрудничестве с Латвией – с ее исключительно выгодным географическим положением. Мы сейчас ищем самые разные возможности улучшать отношения с Россией", - говорит Папанс.

Глава АСКЛ стивидоров надеется и на нового министра сообщений Латвии Талиса Линкайтса - что он даст толчок к развитию транзитного бизнеса, ведь все понимают, какие доходы он приносит в бюджет государства. И если этот бизнес будет уничтожен, плохо будет всем – и простому народу, и политикам, которые живут благодаря тому самому народу.

Рабочие руки тянутся в Европу

Новым вызовом для стивидорных компаний Латвии стала нехватка работников, особенно молодых. Ассоциация этим сильно обеспокоена: порт ищет докеров, крановщиков, трактористов, бульдозеристов. Там остаются работать в основном люди предпенсионного возраста, а молодые уезжают из Латвии. Да, работа в порту не самая легкая - и холодно там, и сыро, но при этом люди получают очень неплохие деньги.

"Сейчас наша Ассоциация выходит с такой инициативой: важно убедить правление Рижского свободного порта, что хорошо было бы создать своего рода портовую школу, где станут обучать молодых специалистов для работы с грузами. Конечно, важно такие профессии рекламировать, чтобы люди хотели идти трудиться в порт, понимая, что работа там стабильная и высокооплачиваемая.

Еще есть идея: сами стивидорные компании должны брать молодых людей и обучать сразу на месте, в порту. Но поскольку этот процесс в любом случае не самый быстрый, сейчас стивидоры поднимают вопрос об открытии рынка труда для молдаван, белорусов, румын", - говорит Улдис Папанс.

Хотим дружить несмотря ни на что

Собственно АСКЛ как организация делает для своих компаний немало, например, представляет их интересы в разных советах при министерствах. Скажем, есть Совет по логистике при министерстве сообщений. Там каждые два-три месяца встречаются представители ассоциаций стивидоров – Риги, Лиепаи, Вентспилса, также – малых портов, аэропорта, железной дороги и другие представители транзитной сферы. Представители ассоциации на этих встречах говорят о проблемах, тенденциях, а потом пытаются разобраться общими силами, как сделать так, чтобы бизнес развивался активнее.

Также АСКЛ входит в Совет сотрудничества ассоциаций транзитного бизнеса, где в том числе обсуждают новые законы – не только Латвии, но и международные, различные тенденции на рынках.

"Еще раз подчеркну, что бизнес не стоит на месте и без России Латвии никак. У нас много поводов для встреч с россиянами, чтобы обмениваться опытом и договариваться о сотрудничестве. Наша Ассоциация призывает общаться и дружить, несмотря ни на какие политические сложности", - заключил Папанс.

Автор: Евгений Лешковский, Sputnik  lv.sputniknews

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Крах нашей надежды: Европа анонсировала полный отказ от нефти и газа

Евросоюз - крупнейший потребитель углеводородов - намерен полностью отказаться от ископаемых источников топлива, таких, как нефть и газ, заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. «Цель ЕС - в том, чтобы стать климатически нейтральным. Это значит, что мы выведем из употребления ископаемые энергоносители», - пояснила она, добавив, что все поставщики Евросоюза должны «иметь это в виду».

2. Кто и сколько задолжал белорусским банкам

Объем задолженности по кредитам, выданным всеми банками Беларуси в 2019 году, составил около трети ВВП или 45 млрд рублей. Много это или мало, и из чего состоит этот долг? Более чем в четыре раза, с 2,6% до 11,9% в общем объеме задолженности выросла доля номинированного в валюте краткосрочного долга государственных коммерческих предприятий.

3. COVID-19: Какие страны станут главным источником квалифицированных кадров для Германии

В 2020 году приток мигрантов в Германию из-за коронавируса, рецессии и закрытия границ ЕС резко сократится. В последующие годы по мере выхода страны из кризиса экономике ФРГ и стареющему немецкому обществу вновь в большом количестве потребуются квалифицированные иностранные кадры. Поскольку успехи Германии в борьбе с COVID-19 повысят ее привлекательность в глазах жителей тех стран, чьи системы здравоохранения оказались в условиях пандемии менее эффективными, можно рассчитывать на то, что число трудовых мигрантов вновь увеличится

4. В августе США ожидает "цунами" банкротств компаний

Задолженность американских компаний к концу I квартала текущего года достигла рекордного уровня в 10,5 трлн. долларов, и многие компании уже никогда не смогут рассчитаться по кредитам. Эксперты Школы бизнеса Нью-Йоркского университета ожидают, что в текущем году в США произойдет не менее 66 банкротств с долгами более 1 млрд. долларов. Это будет новым рекордом, предыдущий был установлен в 2009 году — 49 подобных банкротств.

5. Аналитическое обозрение Нацбанка "Мониторинг условий банковского кредитования" за I квартал 2020 года

"Согласно расчетам индекса net percentage, в I квартале 2020 года условия кредитования ужесточились как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. В II квартале 2020 г. и в меньшей степени в III квартале 2020 года участники опроса прогнозируют дальнейшее ужесточение условий кредитования в иностранной валюте и в белорусских рублях", - говорится в обзоре.

6. Основные показатели работы системы BISS в Республике Беларусь

Основные показатели работы системы BISS. Участниками системы BISS являются банки Республики Беларусь, банки-нерезиденты, небанковские кредитно-финансовые организации, биржа (далее – участники расчетов) и Национальный банк. Обязательным условием для осуществления расчетов в системе BISS является установление участниками расчетов корреспондентских отношений с Национальным банком.