Меры по нейтрализации последствий многоуровневого внешнего шока для Республики Беларусь |
Весной 2020 года Республика Беларусь оказалась перед лицом многоуровневой дизрупции (глубокое, разнонаправленное, взаимно усиливающееся, радикальное изменение условий функционирования национальной экономики). Данный набор факторов является уникальным не только для Беларуси, но и для мировой экономики. Адекватность мер реагирования зависит от целого ряда параметров состояния страны.
Слепое копирование зарубежного опыта без учета особенностей нашей страны может лишь усугубить кризисные явления. Поэтому выбор мер для нейтрализации системного, структурного кризиса в Беларуси необходимо осуществлять с учетом следующих факторов:
-
уровень конкурентоспособности бизнеса;
-
степень зависимости от конъюнктуры внешнего рынка, а также интеграции в мировую экономику;
-
степень диверсификации национальной экономике;
-
спрос на национальную валюту, уровень долларизации;
-
доступ к мировому финансовому рынку;
-
качество государственного управления;
-
уровень долговой нагрузки на коммерческий сектор и государство, структура долга (валюта или национальные деньги, краткосрочные или долгосрочные);
-
финансовое состояние коммерческого сектора;
-
обеспеченность реальными ресурсами обязательств государства в отношении населения и бизнеса.
Основные дизруптеры — это:
-
коронавирус;
-
радикальное снижение цен на нефть;
-
обвал цен на сырьевые товары на мировом рынке;
-
значительное сокращение спроса на потребительские и инвестиционные товары на мировом и региональном рынках;
-
валютная война (резкое увеличение денежного предложения — «количественное смягчение» — центральными банками стран Большой семерки, в первую очередь ФРС и ЕЦБ;
-
сохранение тенденции на торговый протекционизм в нарушении норм и стандартов ВТО;
-
резкое увеличение государственной поддержки отдельным субъектам хозяйствования (категория «слишком-большие/важные-чтобы-обанкротиться») в развитых странах, что приводит к очевидной нерыночной дискриминации коммерческих организаций развивающихся стран, которые не могут воспользоваться такими ресурсами;
-
резкий отток капитала из развивающихся стран (более $83 млрд с начала кризиса, крупнейший зарегистрированный отток капитала за всю историю);
-
ускорение процессов внедрения дизруптивных технологий IV промышленной революции.
Меры экстренного реагирования на многоуровневую дизрупцию будут эффективными, повысят конкурентоспособность белорусских субъектов хозяйствования и институтов государственного управления, создадут экономику совместных интересов, сократят издержки и время выхода из кризиса при выполнение следующих условий:
-
сокращение налоговых, регуляторных, кредитных, долговых издержек национальных производителей товаров и услугу;
-
отказ государства от ручного выбора и регулирования направлений, интенсивности инвестиций в производство товаров и услуг;
-
сокращение функций государства в экономике при одновременном улучшении качества государственных услуг в правоохранительной сфере, в судебной власти, а также в здравоохранении, социальной и образовательной сферах;
-
децентрализация системы принятия экономических решений (потребление, инвестирование, производство), резкое расширение числа заинтересованных, мотивированных собственников;
-
снятие барьеров для модернизации структуры производства, в том числе за счет ликвидации инвестиционных ошибок и подготовки качественного человеческого капитала.
При принятии комплекса мер по нейтрализации кризисных явлений в национальной экономике важно учитывать следующее:
1. нынешний кризис радикально меняет правила игры на мировом рынке. После кризиса мировая и региональная экономика никогда не будет такой, как до кризиса;
2. меняется архитектура, содержание и состав глобальных и региональных цепочек стоимости. Это шанс для страны войти в состав новых цепочек с новыми институтами и страновыми преимуществами;
3. скорость и глубина технологической дизрупции такова, что попытки централизации инвестиционных ресурсов в руках государства резко увеличивает риск совершения ошибок и токсикации структуры экономики;
4. приоритетным должно стать сокращение издержек производителей товаров и услуг, а не ориентация на формальные, «галочно-палочные» показатели ранее принятых документов;
5. экономика совместных интересов (экономика стейкхолдеров) предполагает высокий уровень реального диалога бизнеса, научного сообщества, общества и власти для выработки и реализации краткосрочной, антикризисной программы действий, так и долгосрочной стратегии быстрого, инклюзивного развития и роста. Инклюзивность в такой диалог является залогом не только экономического успеха, но и укрепления независимости Республики Беларусь.
1. Меры денежно-кредитной политики
-
Денежная эмиссия (денежное количественное смягчение): возможности применения данной меры в условиях Беларуси сильно ограничены.
-
Снижение ставки рефинансирования: возможности применения данной меры в условиях Беларуси сильно ограничены.
-
Смягчение требований к резервным обязательствам банков.
-
Обеспечение своп операций с финансовыми организациями мира, у которым ликвидность находится в отрицательной зоне или стоит до 1%.
-
Реструктуризация, пролонгация кредитов, списание части проблемной задолженности.
-
Денежная инъекция банкам со стороны государства (увеличение доли в уставном фонде): возможности применения данной меры в условиях Беларуси сильно ограничены.
-
Отмена штрафов, пени по просроченным кредитам государственным банкам до конца 2020 года.
-
Снятие ограничений на использование наличных денег, валютных расчетов, расчетов в электронных платежных записях (типа биткойна).
2. Меры бюджетно-налоговой политики
-
Введение моратория на уплату налога на землю и недвижимость до конца 2020 года.
-
Снижение налогов (платежей) в ФСЗН до 15% до конца 2020 года.
-
Снижение ставки НДС до 15% при одновременной ликвидации всех льгот по данному налогу.
-
Введение моратория на уплату налога на прибыль юридических лиц до конца 2020 года.
-
Введение налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли до конца 2020 года.
-
Принятие антикризисного сбалансированного бюджета органов государственного управления: корректировка доходной части инвестиционных расходов, предоставления поддержки коммерческим организациям, социальным обязательствам.
-
Принятие пакета адресной денежной социальной поддержки в кризис. Оплата установленной суммы работникам коммерческих организаций, которые испытывают шок спроса, до 1 октября 2020 г.
-
Отмена платы на получение разрешений, согласований, других документов со стороны органов государственного управления, а также коммерческих структур, созданных ими для выполнения функций государственного регулирования.
-
Введение моратория на выплату штрафов и пени до конца 2020 года.
-
Отмена штрафов и пени за просрочку уплаты ЖКУ до трех месяцев.
-
Увеличение финансирования расходов государства на переобучение, получение дополнительных профессиональных навыков, обеспечение мобильности на рынке труда, в том числе обучение знаниями и навыкам в сфере IT-технологий.
3. Меры регуляторной политики
-
Введение коэффициента 0,3 на все ставки аренды объектов недвижимости государственной и коммунальной формы собственности до конца 2020 года.
-
Отмена арендной платы местными органами власти на рынки, базары и другие торговые площади, предоставляемые для ИП и физических лиц для осуществления торговой деятельности.
-
Введение моратория на проведение всех проверок до конца 2020 года.
-
Снижение тарифов на ЖКУ, транспорт, топливно-энергетические товары и услуги в контексте радикального удешевления нефти и падения цен на газ в Европе до $70 за 1000 м3, прекращение перекрестного субсидирования отдельных категорий коммерческих организаций за счет частного малого и среднего бизнеса.
-
Снятие запретов и ограничений коммерческим организациям на оптимизацию рабочей силы, расширение практики альтернативной занятости (удаленный доступ, частичная занятость и т.д.). Увеличение пособия по безработице до уровня $100–150 в месяц.
-
Ужесточение платежной дисциплины, упрощение процедуры рассмотрения претензий частных коммерческих организаций к должникам, особенно к государственным предприятиям и предприятиям с долей государства.
-
Отмена государственного регулирования цен на все товары и услуг, кроме услуг инфраструктурных сетевых компаний (энергетика, тепло, вода, канализация, транспорт).
-
Введение моратория на проведение всех проверок до конца 2020 года.
-
Применение принципа гильотины (автоматическое получение разрешения по истечении определенного срока, если за это время орган государственного управления не высказал обоснованных замечаний и претензий) при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц о делении, слиянии и изменении целевого назначения земельных участков, а также при получении лицензий, разрешений, сертификатов и другой разрешительной документации.
4. Меры по расширению доступа к активам, ресурсам и имуществу
-
Организация лотерей для безвозмездного распределения среди белорусских коммерческих организаций и ИП неиспользуемые государственные объекты недвижимости, без инвестиционных и других условий.
-
Предоставление права арендаторам государственного и коммунального имущества в течение 2020 года выкупить по остаточной стоимости на 01.01.2020 арендуемые помещения, если срок аренды превышает пять лет.
-
Отмена обязательной статистической отчетности для микро и малых предприятий, переход на добровольный выборочный метод сбора статистических данных до конца 2020 года.
-
Отмена платы за право заключения договора аренды земли и недвижимости.
-
Упрощение, удешевление таможенных процедур, ликвидация избыточного документооборота. Ограничение срока ревизии стоимости перемещенных через границы товаров одним месяцев при наличии обоснованных претензий.
-
Проведение амнистии капитала для граждан Беларуси до конца 2022 года: легализация денежных ресурсов при покупке активов, недвижимости или осуществления инвестиционной деятельности (отмена требования предоставления информации об источниках получения денег).
-
Внесение изменений в планы и программы правительства для увеличения возможности получения финансирования от МВФ по программе stand-by в 2020 году; выполнение рекомендаций Всемирного банка, ЕБРР по структурной, инвестиционной политике для расширения сотрудничества с этими организациями, в том числе в реализации совместных коммерческих проектов, расширения возможности финансирования частных коммерческих организаций страны.
-
Упрощение норм, стандартов и требований к иностранным субъектам хозяйствования в случае покупки активов белорусских предприятий или реализации проектов «зеленого поля».
-
Упрощение правил проведения малой приватизации: отмена инвестиционных и других требований к покупателям государственного имущества и активов, изменение условий проведения аукционов и определения цены приватизируемых объектов.
-
Создание особых финансовых, налоговых, имущественных условий для участия семейного бизнеса в малой и средней приватизации: освобождение от налога на недвижимость и землю на 10 лет (кроме областных центров и г. Минска), реализация полноценного права частной собственности на землю, продажа госактивов без инвестиционных условий, предоставление права выбора пенсионного обеспечения.
-
Освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления по следующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь: нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями (статья 223), невозвращение из-за границы валюты (статья 225), уклонение от уплаты таможенных платежей (статья 231), незаконная предпринимательская деятельность (статья 233), лжепредпринимательство (статья 234), уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243), злоупотребление властью или служебными полномочиями (часть 2 статьи 424), бездействие должностного лица (часть 2 статьи 425), превышение власти или служебных полномочий (части 1 и 2 статьи 426). Снятие судимости, прекращение предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве органов уголовного преследования, и производства по уголовным делам, не рассмотренным судами, о преступлениях, предусмотренных вышеуказанными статьями Уголовного кодекса.
-
Предоставление гражданам Беларуси, как физическим, так и юридическим лицам, права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда.
-
Создание правовых условий для активного подключения Беларуси к быстро растущему мировому рынку выращивания и коммерческого использования конопли. На основе государственно-частного партнерства создание новой сырьевой базы для фармацевтики, упаковки, пищевой и легкой промышленности. Установление порядка использования земли для выращивания конопли, ее хранения, использования и экспорта.
<...>