Мировой опыт и тенденции переоформления долгов |
Спасения банков первый раз были проведены в конце 1980-х в США, когда масса ссудно-сберегательных ассоциаций (мелкие банки, в основном промышлявшие ипотекой) «заигралась» на рынке ипотечных облигаций. Хотя каждый банк был мелким, массовые банкротства могли бы подорвать экономику во многих местах, поэтому были приняты политические решения. Государство взялось за распродажу залогов, консолидацию проблемных институтов, занялось укрупнением, поиском новых акционеров. Результат был неплох — хотя было потрачено около 200 млрд долл. США, плюсы от сохранения нормального функционирования экономики были признаны больше, чем расходы для бюджета. Масштабы кризиса 2008–2010 годов были большими и уже потребовали прямого участия государства в капитале банков: в зависимости от масштаба проблем конкретного банка где-то акционеры теряли практически все, где-то — многое. Но в отличие от прежних кризисов кредиторы — даже владельцы субординированного долга — получали все и в срок. В итоге «священной коровой» стали не только мелкие вкладчики (для которых созданы системы страхования вкладов), но и крупные, да и владельцы банковской облигации тоже. Принцип справедливости (что в случае проблем должника должен пострадать поленившийся уследить кредитор) объявлен устаревшим, а польза обществу от нормального функционирования банковской системы — преобладающей.
Отдельные ретрограды предлагают вернуться к старым добрым временам и прекратить «раздой» налогоплательщиков. Основная идея в том, что в случае проблем среднесрочные и долгосрочные облигации банков будут подлежать конверсии по заранее одобренному плану в акции банка. Акционеры теряют почти все, владельцы облигаций тоже списывают часть долга, а остаток меняют на новые акции компании. Предполагается, что это снимет проблему поддержания ликвидности и увеличит капитализацию банков (то, что было долгом, росчерком пера становится капиталом). Похожая схема была применена к американскому автопрому в 2008–2009 годах и пока выглядит достаточно успешной. Однако, на наш взгляд, в случае банков такой план не будет реализован не только в силу лоббистских возможностей индустрии.
<...>