Налогообложение международных контрактов на перевозку и экспедирование на примерах

Налогообложение международных контрактов на перевозку и экспедирование на примерах |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 09/2019
Количество просмотров 332
Автор грузоперевозки, грузоперевозки, налог на доходы, налог на доходы, логистика логистика

При осуществлении международных перевозок белорусские компании часто пользуются услугами иностранных организаций — перевозчиков и экспедиторов. Контракты на международные перевозки привлекают пристальное внимание всех контролирующих органов. Чтобы не давать лишнего повода для претензий проверяющих, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора. В данной статье рассмотрим вопросы, связанные с налогообложением.

Вознаграждения, получаемые иностранными компаниями от белорусских субъектов хозяйствования за международную перевозку, фрахт, демередж (за исключением перевозки пассажиров в международных перевозках, платы за перевозку, фрахта, диспача, демереджа, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом) подлежат обложению налогом на доходы на территории Республики Беларусь, если эти компании не осуществляют деятельность в Беларуси через постоянное представительство (п. 1.1 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

Для целей исчисления налога на доходы международной признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве.

Порядок исчисления налога на доходы при выплате доходов за осуществление транспорт- но-экспедиционной деятельности или перевозки грузов (далее — ТЭУ) особых трудностей не вызывает (в отличие от рассматриваемых в предыдущих статьях видах доходов: роялти, проценты, дивиденды и т. д.), поэтому остановимся на нем кратко. Более подробно рассмотрим ситуации, возникающие при определении самого объекта для налогообложения.

Налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы по рассматриваемому виду доходов выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от ТЭУ имеет отношение к этому представительству, то есть те, кто начисляют и (или) выплачивает доход иностранной организации (п. 3.1, 3.2, 3.4 ст. 189 НК).

При начислении либо выплате дохода иностранной организации по ТЭУ налоговой базой является общая сумма дохода (п. 1.3 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 6% (п. 1.2 ст. 192 НК).

Общей суммой дохода считается начисленная (выплачиваемая) иностранной организации сумма дохода без вычета понесенных ею затрат.

Обязательство по уплате налога на доходы возникает:

  • либо в момент осуществления платежа (отражения в бухгалтерском учете факта выплаты) (п. 2.1 ст. 191 НК);

  • либо в момент оказания услуг (отражения в бухгалтерском учете факта выполнения услуг) (п. 2.3 ст. 191 НК).

При этом датой возникновения обязательства считается наиболее ранняя из указанных дат.

Налоговые агенты, которые не ведут бухгалтерский учет, день начисления доходов (платежа) за оказание ТЭУ определяют по дате выплаты дохода иностранной организации (осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 4 ст. 191 НК).

Если нерезиденту выплачивается аванс, то налог исчисляется от суммы произведенной предоплаты (п. 3 ст. 189 НК).

Факт оказания иностранной организацией услуг по международной перевозке грузов обычно подтверждается актом оказания услуг. Если же акт нерезидентом не составляется, то факт оказания иностранной организацией услуг определяется исходя из условий договора и документов, подтверждающих факт выполнения международной перевозки.

Налоговым периодом налога на доходы признают квартал, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы (ст. 193 НК).

Налоговые агенты должны:

....

 

СИТУАЦИЯ 1

Белорусская организация приобрела промышленное оборудование у немецкой компании. До момента поставки оборудования в Республику Беларусь было подписано дополнительное соглашение об оказании компанией-продавцом услуг по организации доставки приобретенного оборудования.

...

СИТУАЦИЯ 2

Белорусская организация заключила договор с российской компанией на экспедирование и перевозку груза морским транспортом из Китая.

...

 

СИТУАЦИЯ 3

По договору с белорусской организацией немецкая компания оказывает ей различного рода услуги, включая маркировку и сортировку груза, погрузку, разгрузку груза, подготовку, оформление таможенных и грузосопроводительных документов на принадлежащий белорусскому резиденту груз, следующий по территории Германии, представление необходимых документов в таможенные органы, организацию сопровождения и охраны груза, а также предоставление информации и консультаций белорусскому резиденту по этим вопросам. Доходы от оказания каких услуг попадают под налогообложение?

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019
Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.