Новый источник хаоса в международной торговле? |
Казалось, что после всего пережитого позитивная новость об открытии Россией регулярного транзита санкционных товаров по своей территории автомобильным и железнодорожным транспортом должна порадовать. Транзит осуществляется с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС.
Замглавы Минтранса РФ Алексей Семенов в своем заявлении отметил, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок по территории России, возможностью для российских логистических компаний в период пандемии коронавируса получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе.
«Сейчас отработаем технологию и стандарты информационного обмена между участниками грузоперевозок на санкционных товарах, затем будем развивать их для формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров и единого доверенного пространства ЕАЭС»,— добавил замминистра.
Навешивание и снятие электронных пломб организовано на 20 автомобильных и на 10 железнодорожных пунктах пропуска через границу России. Многоразовая электронная пломба российского производства работает на одном заряде до 45 суток при температуре от –40 °C до +70 °C. В отличие от мировых аналогов, она обеспечивает защиту передаваемой информации.
Ранее «РЖД Логистика» и UTLC ERA начали тестовые транзитные перевозки санкционных товаров из Европы в Китай по железной дороге, а Россия и Казахстан провели успешный пилотный проект мониторинга транзита на автомобильном транспорте в рамках ЕАЭС. Кроме того, в рамках пилота 40-футовый контейнер компании Maersk с промышленной продукцией отправлен из Финляндии в Южную Корею с использованием навигационной пломбы.
Одновременно, чтобы не навязывать мероприятия по защите климата, ЕС намерен обложить климатическим налогом импортные товары. Канцлер Германии Ангела Меркель и французский глава государства Эммануэль Макрон еще раз настойчиво указали, что планируемый пограничный углеродный налог на импорт должен быть введен как можно скорее. Представляется, однако, что планируемое введение налога на импорт в Европе вызовет хаос в международной торговле.
Сторонников этой идеи достаточно — прежде всего в Европе, ведь эта мера пойдет на пользу не только европейскому климатическому балансу, но и европейской промышленности. Но там, где есть выигравшие, Беларусь всегда попадает в список проигравших.
Беларусь и Россия могут попасть в число наиболее пострадавших. Когда ЕС поднимет углеродный налог на импорт, который будет высчитываться в зависимости от выброса углерода при производстве и транспортировке нефти в Европу и составит 30 евро за каждую тонну углерода, то все поставщики нефти в страны ЕС в сумме потеряют около пятой части своей маржи.
Аналогичная ситуация сложится и с импортом стали. Европейские автопроизводители и машиностроители ежегодно покупают за границей прокатную сталь на 20 млрд долл. США. До сих пор на этом рынке доминировали китайские компании, продающие сталь по самым низким ценам. Так же как в России и на Украине, производство стали в Китае значительно сильнее вредит экологии, чем в Европе, Турции или Северной Америке. Если в себестоимость продукции будет включен и углеродный налог на импорт, то нынешние продавцы дешевой стали быстро утратят преимущество.
Если они не приведут свои производственные мощности в соответствие с современными требованиями, то могут потерять доли на немецком рынке. Больше всего от этого выиграют европейские сталелитейные заводы, которые уже сегодня производят сталь значительно более экологичными методами, чем конкуренты.
В Брюсселе подчеркивают, что найдут механизм, который не будет оспорен ВТО, и готовят шаги, чтобы предотвратить появление ответных налогов и возникновение плохо аргументированных странами-поставщиками исключений.
<...>