О новаторском подходе к применению показателей создания стоимости компании |
В последние годы новаторски настроенные компании в различных отраслях, заботящиеся о долгосрочном создании стоимости, отошли от почасовой оплаты своих услуг к оплате, привязанной к созданию стоимости. В этом есть множество преимуществ: например, в сфере услуг (в консалтинге, адвокатуре, аудите, программировании и т.д.) работников награждают за эффективность, а клиентам намного спокойнее, если они знают, что платить будут за результат, а не за человеко-часы.
В традиционной модели успешность проекта измеряется количеством часов на его выполнение и тем, удалось ли при этом вписаться в бюджет (а бюджет зачастую просто копируется из предыдущего периода или аналогичного проекта). Но эти показатели не дают полной картины. Если два члена команды наработали 500 часов, но при этом первый принес 50 тыс. USD выручки, а второй только 20 тыс., значит ли это, что они принесли своей организации одинаковую стоимость? Конечно, нет, и для более точного измерения необходимы показатели, которые отслеживали бы рост стоимости для компании. Вот небольшой список таких, который удалось составить американской Boomer Consulting Inc. по итогам проведенных с представителями отрасли консультаций:
· доход в расчете на один эквивалент полного рабочего дня (full-time equivalent — FTE). Помогает точнее оценить эффективность;
· доход по сервисным линейкам: помогает выявить, какие услуги обеспечивают больший рост вместе с расширением компанией направлений консалтинга;
· численность персонала, поделенная на число партнеров-акционеров. Оценивает эффективность руководства в реализации стратегий;
· среднее число оказанных услуг в расчете на клиента. Показатель особенно актуален для оценки лояльности клиентов;
· стоимость за весь срок пребывания клиента. Рассчитывается как суммарный доход от всех услуг на протяжении всего периода оказания услуг одному и тому же клиенту. Неплохой идеей будет отслеживать его регулярно каждый год в случае с самыми важными клиентами, вместе с данными о том, как долго они были с вами и какие новые услуги им оказывались;
· показатель «сарафанного радио», или оценка того, с какой вероятностью клиенты начнут рекомендовать вас другим. Определяется прямым вопросом: насколько вы готовы нас рекомендовать по шкале от 0 до 10? Можно попросить также прокомментировать, почему это «десятка» или, например, «троечка»;
· возможности для перекрестных продаж: как много было и сколько удалось реализовать. Расхождение здесь на самом деле может быть очень существенное, и тогда можно делать вывод, что некоторым членам вашей команды, вероятно, требуется дополнительная подготовка;
· доход в расчете на одного партнера-акционера — Income per equity partner (IPP);
· доходы, приносимые сотрудниками. Компании необходимо уметь это оценивать, чтобы адекватно награждать сотрудников и правильнее выдавать задания. С точностью оценок, впрочем, могут быть сложности, особенно в случае командной работы над проектами. Но даже тут можно приблизить оценку к реальности, приписав каждому члену команды определенный вес;
· Work turnover, или сколько в среднем времени уходит на проект. Клиенты ценят не только эффективность, но и скорость, так было всегда.
По материалам: Accounting Web
<...>