О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий»
О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий» |
Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Номер № 10/2019
Количество просмотров 30
Автор кредитование, кредитование, гарантии, гарантии, льготы льготы
О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий»

Предприятия в Беларуси испытывают колоссальную нехватку финансирования, и одной из причин эксперты называют отсутствие четко выстроенной системы кредитных гарантий.

Как заявил на состоявшейся в Минске конференции глава Представительства ЕС в Беларуси Дирк Шубель, в Германии на долю МСП приходится 93%, в ЕС этот показатель равен 80%. В Беларуси же до сих пор экономика держится на госсекторе, а «госпредприятия продолжают играть диспропорциональную роль в экономике», накапливая долги, которые тяжелым бременем ложатся на всю страну. При этом если для улучшения налогового поля страны государству необходимо поступиться некоторыми серьезными позициями, что всегда вызывает бурные дискуссии, то для улучшения условий кредитования никаких уступок не требуется. Нужно лишь создать соответствующие условия.

Практика Белорусского фонда финансовой поддержки

Специфика работы многих предприятий такова, что им трудно предоставить обеспечение по кредитам. Поэтому не важно, какая ставка по кредитам, 2, 5, 10 или 20%, поскольку бизнесу без обеспечения все равно не получить средства. Именно с целью развития МСП во всех развитых странах уже десятилетиями действует система кредитных гарантий (СКГ).

Как рассказала ведущий специалист по финансовому сектору IFC Гада Тэйма, сектор МСП Беларуси сегодня испытывает недостаток в финансировании в размере 80,4 млрд долларов. Это очень и очень много. Для сравнения, дефицит финансирования МСП Украины составляет 34 млрд долларов.

В Беларуси вопрос создания СКГ уже решился, когда был запущен механизм предоставления поручительства субъектам МСП по банковским кредитам на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. С сентября этого года Фонд предоставил уже 14 гарантий, а до конца года планирует довести их число до нескольких сотен. Вроде бы старт дан, но бизнес относится к нему довольно скептически.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец заявил: «С моей точки зрения, что мы начали это делать, однозначно хорошо. Но то, что все так медленно идет, очень плохо. Я предполагаю, что процесс и дальше будет идти, как обычно, очень тускло. Не хочу вдаваться в подробности, но предполагаю, что процесс будет идти плохо и не активно». Он поясняет: «После создания Банка развития, место фонда — как одного из элементов Банка развития. Там будет и фондирование, там будет целый мозговой штаб по развитию этих инструментов. То место, которое сейчас занимает фонд, не позволит ему полноценно развернуться с этим вопросом».

Юрист адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Светлана Валуева сообщила, что в ходе анализа белорусского законодательства эксперты не обнаружили каких-то фатальных барьеров на пути развития СКГ. Правда, есть несколько норм, которые затрудняют процесс, но их вполне можно откорректировать в ходе правоприменительной практики. Так, например, юристы однозначно высказываются за то, чтобы система кредитных гарантий была прописана в законодательстве как форма господдержки МСП. Этого пока нет, что затрудняет не только применение, но и развитие нового для Беларуси механизма. 

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.