О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий»

О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий» |

Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Номер № 10/2019
Количество просмотров 513
Автор кредитование, кредитование, гарантии, гарантии, льготы льготы

Предприятия в Беларуси испытывают колоссальную нехватку финансирования, и одной из причин эксперты называют отсутствие четко выстроенной системы кредитных гарантий.

Как заявил на состоявшейся в Минске конференции глава Представительства ЕС в Беларуси Дирк Шубель, в Германии на долю МСП приходится 93%, в ЕС этот показатель равен 80%. В Беларуси же до сих пор экономика держится на госсекторе, а «госпредприятия продолжают играть диспропорциональную роль в экономике», накапливая долги, которые тяжелым бременем ложатся на всю страну. При этом если для улучшения налогового поля страны государству необходимо поступиться некоторыми серьезными позициями, что всегда вызывает бурные дискуссии, то для улучшения условий кредитования никаких уступок не требуется. Нужно лишь создать соответствующие условия.

Практика Белорусского фонда финансовой поддержки

Специфика работы многих предприятий такова, что им трудно предоставить обеспечение по кредитам. Поэтому не важно, какая ставка по кредитам, 2, 5, 10 или 20%, поскольку бизнесу без обеспечения все равно не получить средства. Именно с целью развития МСП во всех развитых странах уже десятилетиями действует система кредитных гарантий (СКГ).

Как рассказала ведущий специалист по финансовому сектору IFC Гада Тэйма, сектор МСП Беларуси сегодня испытывает недостаток в финансировании в размере 80,4 млрд долларов. Это очень и очень много. Для сравнения, дефицит финансирования МСП Украины составляет 34 млрд долларов.

В Беларуси вопрос создания СКГ уже решился, когда был запущен механизм предоставления поручительства субъектам МСП по банковским кредитам на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. С сентября этого года Фонд предоставил уже 14 гарантий, а до конца года планирует довести их число до нескольких сотен. Вроде бы старт дан, но бизнес относится к нему довольно скептически.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец заявил: «С моей точки зрения, что мы начали это делать, однозначно хорошо. Но то, что все так медленно идет, очень плохо. Я предполагаю, что процесс и дальше будет идти, как обычно, очень тускло. Не хочу вдаваться в подробности, но предполагаю, что процесс будет идти плохо и не активно». Он поясняет: «После создания Банка развития, место фонда — как одного из элементов Банка развития. Там будет и фондирование, там будет целый мозговой штаб по развитию этих инструментов. То место, которое сейчас занимает фонд, не позволит ему полноценно развернуться с этим вопросом».

Юрист адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Светлана Валуева сообщила, что в ходе анализа белорусского законодательства эксперты не обнаружили каких-то фатальных барьеров на пути развития СКГ. Правда, есть несколько норм, которые затрудняют процесс, но их вполне можно откорректировать в ходе правоприменительной практики. Так, например, юристы однозначно высказываются за то, чтобы система кредитных гарантий была прописана в законодательстве как форма господдержки МСП. Этого пока нет, что затрудняет не только применение, но и развитие нового для Беларуси механизма. 

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. ЕАБР прогнозирует снижение ВВП Беларуси на 2,3% в 2020 году. Восстановление ожидается в последующие 2 года

Евразийский банк развития (ЕАБР) ожидает снижения ВВП Республики Беларусь на 2,3% в 2020 году с восстановлением в последующие два года. Об этом говорится в макроэкономическом обзоре по Беларуси, подготовленном Дирекцией по аналитической работе ЕАБР.

2. Итоги переписи населения Республики Беларусь 2019 года

Согласно итогам переписи населения 2019 года в Беларуси проживают 9 413 446 человек. Население Беларуси за 20 лет сократилось почти на 631,8 тыс. человек, при этом городских жителей стало больше. Средний возраст жителя Беларуси сегодня составляет 40,7 года (у мужчин он – 38 лет, у женщин – 43 года). Среди регионов самый молодой – Минск: в столице средний возраст составляет 39,3 года.

3. Основные параметры бюджета России на 2021 год: сокращение расходов

Правительство России заложило в федеральный бюджет 2021-23 гг резкое сокращение расходов на Крым и финансирование авиационной промышленности, а также уменьшение ассигнований на программу научно-технологического развития страны. Наиболее резкое сокращение расходов состоится по целевой программе развития Крыма и Севастополя, где «под нож» пустят 20% заложенных денег.

4. Минэкономразвития подтверждает ступор в экономике России

Восстановление российской экономики после коронавирусного провала закончилось едва начавшись. В августе возобновили падение большинство ключевых секторов, за исключением добычи и вывоза за рубеж простейшего минерального сырья, следует из данных Минэкономразвития. Подробнее читайте в материале.

5. Основные параметры бюджета Украины на 2021 год: рост ВВП и стабильность

Бюджет Украины на 2021 год основывается на макроэкономическом прогнозе, согласно которому предполагается рост реального ВВП на 4,6% после падения на 4,8%. Инфляция прогнозируется на уровне 7,3%. Среднегодовой валютный курс - 29,1 гривны к доллару США.

6. БСПН: Экономический дефолт может последовать за политическим

Нужны новые подходы, учитывающие нынешние события и угрозы. Бизнес ждет четких сигналов от властей, что будет снижена налоговая нагрузка, что появится больше возможностей для развития малого и среднего предпринимательства, что мы увидим реальную поддержку на уровне отраслей, а не только очередную попытку упростить регистрацию новых компаний. Необходимо пересмотреть роль местных органов власти, судебной системы.