О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий»

О практике получения льготного финансирования в рамках «кредитных гарантий» |

Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Номер № 10/2019
Количество просмотров 160
Автор кредитование, кредитование, гарантии, гарантии, льготы льготы

Предприятия в Беларуси испытывают колоссальную нехватку финансирования, и одной из причин эксперты называют отсутствие четко выстроенной системы кредитных гарантий.

Как заявил на состоявшейся в Минске конференции глава Представительства ЕС в Беларуси Дирк Шубель, в Германии на долю МСП приходится 93%, в ЕС этот показатель равен 80%. В Беларуси же до сих пор экономика держится на госсекторе, а «госпредприятия продолжают играть диспропорциональную роль в экономике», накапливая долги, которые тяжелым бременем ложатся на всю страну. При этом если для улучшения налогового поля страны государству необходимо поступиться некоторыми серьезными позициями, что всегда вызывает бурные дискуссии, то для улучшения условий кредитования никаких уступок не требуется. Нужно лишь создать соответствующие условия.

Практика Белорусского фонда финансовой поддержки

Специфика работы многих предприятий такова, что им трудно предоставить обеспечение по кредитам. Поэтому не важно, какая ставка по кредитам, 2, 5, 10 или 20%, поскольку бизнесу без обеспечения все равно не получить средства. Именно с целью развития МСП во всех развитых странах уже десятилетиями действует система кредитных гарантий (СКГ).

Как рассказала ведущий специалист по финансовому сектору IFC Гада Тэйма, сектор МСП Беларуси сегодня испытывает недостаток в финансировании в размере 80,4 млрд долларов. Это очень и очень много. Для сравнения, дефицит финансирования МСП Украины составляет 34 млрд долларов.

В Беларуси вопрос создания СКГ уже решился, когда был запущен механизм предоставления поручительства субъектам МСП по банковским кредитам на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. С сентября этого года Фонд предоставил уже 14 гарантий, а до конца года планирует довести их число до нескольких сотен. Вроде бы старт дан, но бизнес относится к нему довольно скептически.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец заявил: «С моей точки зрения, что мы начали это делать, однозначно хорошо. Но то, что все так медленно идет, очень плохо. Я предполагаю, что процесс и дальше будет идти, как обычно, очень тускло. Не хочу вдаваться в подробности, но предполагаю, что процесс будет идти плохо и не активно». Он поясняет: «После создания Банка развития, место фонда — как одного из элементов Банка развития. Там будет и фондирование, там будет целый мозговой штаб по развитию этих инструментов. То место, которое сейчас занимает фонд, не позволит ему полноценно развернуться с этим вопросом».

Юрист адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Светлана Валуева сообщила, что в ходе анализа белорусского законодательства эксперты не обнаружили каких-то фатальных барьеров на пути развития СКГ. Правда, есть несколько норм, которые затрудняют процесс, но их вполне можно откорректировать в ходе правоприменительной практики. Так, например, юристы однозначно высказываются за то, чтобы система кредитных гарантий была прописана в законодательстве как форма господдержки МСП. Этого пока нет, что затрудняет не только применение, но и развитие нового для Беларуси механизма. 

 

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».