В недавнемпостановлении властей от 6 июля 2021 г. № 260 "О лицах, осуществляющих финансовые операции" операторы сотовой связи попали под действие Закона от 30 июня 2014 г. № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения".
Этот неприметный документ на самом деле касается почти всех граждан Беларуси, и не только, ведь почти у каждого есть мобильный телефон и почти каждый пользуется услугами сотовой связи.
Вышеупомянутый
Закон "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" предоставляет серьезные полномочия контролирующим органам.
До этого
постановления список организаций, попадающих под этот
Закон, был следующим:
Национальный банк Республики Беларусь;
банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь»;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
фондовые биржи;
товарные биржи;
лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
ломбарды;
пункты скупки;
страховые организации и страховые брокеры;
организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;
нотариусы;
организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;
аудиторские организации;
аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени (или) по поручению клиента финансовых операций;
организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом;
операторы почтовой связи;
организаторы азартных игр;
организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
лизинговые организации;
иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, перечислению, обмену и (или) хранению средств, а также лица, удостоверяющие или регистрирующие гражданско-правовые сделки.
Давайте теперь пройдемся по
Закону и покажем на примерах, какие полномочия он предоставляет.
Начнем с того, что изначально цель
Закона — предотвратить незаконные финансовые потоки: "Настоящий
Закон определяет правовые и организационные основы государственной политики в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения."
Во-первых, все ваши финансовые операции будут под пристальным контролем, будет идти идентификация, информация будет храниться не менее 5 лет, обрабатываться и передаваться" куда надо": "проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии со
статьей 8 настоящего Закона; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарных владельцев клиентов, достаточные для того, чтобы считать, что лицу, осуществляющему финансовые операции, известно, кто является бенефициарным владельцем клиента;..
Также любую вашу финансовую операцию могут приостановить: "приостанавливать финансовую операцию (за исключением поступления денежных (банковских, почтовых) переводов, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь), если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц..."
Сейчас почему-то количество "террористических" и "экстремистских" организаций, сайтов и телеграм-каналов в Беларуси растет как снежный ком. Полный список экстремистских материалов, каналов и организаций здесь.
И тут мы видим в
Законе информацию о финансовых операциях, подлежащих особому контролю: "... Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они осуществлены или нет, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция связана с получением (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности, распространением или финансированием распространения оружия массового поражения;
не соответствует целям деятельности клиента — некоммерческой организации, установленным учредительными документами, видами (или) характеру деятельности клиента;
осуществляется участником финансовой операции неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
если у лица, осуществляющего финансовую операцию, имеются сведения об участии участника финансовой операции в террористической деятельности..."
Вот, например, любое пополнение счета абонента сотовой связи, имеющего какое-либо отношение к лицам или организациям, признанным экстремистскими, может быть расценено как финансирование террористической деятельности. С соответствующими выводами и наказаниями.
Вот, например, такими:
"...
Статья 235. Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем
1. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности и или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью..."
Закон устанавливает обновленную архитектуру предпринимательства и предусматривает две категории, занимающиеся предпринимательской деятельностью: юридические и физические лица. К юрлицам отнесены малые организации с численностью работающих до 100 человек, средние — до 250 сотрудников и крупные — свыше 250 человек. В категорию физлиц включены ремесленники, владельцы агроэкоусадеб, самозанятые, индивидуальные предприниматели.
22 апреля подписан
Указ № 172, которым одобрен в качестве основы для проведения переговоров проект соглашения между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Основные средства являются важнейшей составляющей любого процесса хозяйственной деятельности предприятия. Анализ состояния основных средств предприятий необходим с целью контроля эффективности управления фондами (фондоотдачи и фондовооруженности), целевого их использования, сохранности.
Статья посвящена анализу состава и структуры отчетности о финансовых результатах. На примере проанализированы коэффициенты рентабельности и выявлены факторы, влияющие на финансовые показатели организации. Проведен анализ эффективности функционирования компании при помощи SWOT-анализа, выявлены основные преимущества и недостатки, проведен обзор методов анализа и определена их роль в обосновании выбора инструментов принятия управленческих решений.
В статье рассматриваются базовые показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, формулируются основные определения эффективности предприятия с учетом отраслевых характеристик, определяется набор аналитических процедур, используемых в рамках методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Поводом для написания данной статьи послужил спор, рассмотренный судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление от 17.01.2024 по делу №155ЭИП233436), фактические обстоятельства которого мы проанализируем в статье.