Определение платежеспособности организации: выбираем между постановлением Совмина от 12.12.2011 № 1672 и методологией МСФО |
Министр финансов Республики Беларусь Юрий Селиверстов сказал, что применяемую в Беларуси систему оценки платежеспособности организаций нужно максимально приблизить к Международным стандартам финансовой отчетности. Важным шагом в этом направлении станет внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», предусматривающих расширение круга общественно значимых организаций, обязанных составлять финансовую отчетность по МСФО.
«Со вступлением в силу норм документа завершится создание в Беларуси целостной системы Международных стандартов финансовой отчетности и аудиторской деятельности, говорится в статье Министра финансов «Адаптироваться к новым условиям», опубликованной в журнале «Финансы, учет, аудит». — Достижение поставленной цели способствует повышению достоверности бухгалтерской отчетности, используемой для принятия управленческих решений. Проведение финансового анализа на новой основе позволит осуществлять действенный контроль за использованием средств государственной поддержки».
Мы решили разобраться, а в чем именно разница между подходами МСФО и национальной методикой коэффициентного анализа.
В Беларуси одни и те же показатели платежеспособности организаций (коэффициент текущей ликвидности, обеспеченность обязательств активами) в соответствии с нормативными документами и МСФО рассчитываются по-разному.
При расчете коэффициента текущей ликвидности организаций в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее — Постановление № 1672) в числителе формулы используется вся величина остатков краткосрочных (текущих) активов, как ликвидных, так и неликвидных. По этой причине показатель текущей ликвидности белорусских организаций завышается в несколько раз, но что еще страшнее — в соответствии с нашим законодательством этот показатель приравнивается к показателю платежеспособности.
Существуют явные проблемы и в методике определения показателя обеспеченности обязательств должника его активами. В соответствии с нормативными документами Республики Беларусь этот показатель определяется отношением обязательств ко всей величине активов и по своей сущности характеризует удельный вес обязательств в общей величине всех активов организации.
Внедрение МСФО в Беларуси пока эту проблему не решило, поскольку в действующих нормативных документах по определению платежеспособности организаций само понятие «платежеспособность» размыто и не учитывает рекомендации, содержащиеся в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств».
В МСФО (IAS) 7 четко представлены преимущества информации о движении денежных потоков, используемой для оценки платежеспособности, а также разграничиваются понятия «ликвидность» и «платежеспособность». Кроме того, в МСФО (IAS) 7 отмечено, что при оценке платежеспособности необходимо использовать этот стандарт в совокупности с остальными формами финансовой отчетности, обеспечивающими информацию, которая позволяет пользователям оценить изменения в чистых активах организации, ее финансовой структуре (включая ликвидность и платежеспособность), а также ее способность оказывать влияние на величину и сроки денежных потоков с целью адаптации к меняющимся обстоятельствам и возможностям. Информация о денежных потоках позволяет пользователям разрабатывать модели оценки и сравнения приведенной стоимости будущих денежных потоков различных организаций.
В Беларуси используется принцип формирования показателей платежеспособности организаций по текущей ликвидности как соотношения остатков немонетарных и монетарных краткосрочных активов (оборотных средств) организации по бухгалтерскому балансу к краткосрочным обязательствам. При этом в соответствии с п. 3 Постановления № 1672:
-
субъект хозяйствования признается платежеспособным при наличии коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными краткосрочными (оборотными) средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более нормативных или равные им;
-
субъект хозяйствования признается неплатежеспособным при наличии одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными краткосрочными (оборотными) средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее приведенных;
-
неплатежеспособностью, приобретающей устойчивый характер, является неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса.
При методике определения платежеспособности по текущей ликвидности в промышленных организациях Республики Беларусь ее показатели будут тем выше, чем больше величина остатков готовой нереализованной продукции, дебиторской задолженности, незавершенного производства, сырья, материалов и других аналогичных ценностей.
Отсюда вывод: с увеличением остатков краткосрочных (оборотных) активов (запасов сырья, материалов, топлива, готовой нереализованной продукции, дебиторской задолженности и др.) увеличивается и показатель платежеспособности. Особенно остро это проявляется в текущем кризисе, при спаде производства и объемов реализации, росте остатков нереализованной продукции на складах и дебиторской задолженности.
Фактические коэффициенты платежеспособности, рассчитанные по показателям текущей ликвидности, в разы превышали установленный норматив. Вместе с тем большинство организаций промышленности испытывают проблемы и вынуждены брать кредиты для погашения обязательств в установленные сроки и в полном объеме. Определение показателя платежеспособности организации по остаткам денежных средств на бухгалтерском балансе неправомерно, так как при такой методике расчета происходит отождествление показателей и понятий «ликвидность» и «платежеспособность», что искажает реальное состояние платежеспособности организации на конец месяца. Приток и отток денежных средств осуществляется ежедневно. Остатки денежных средств на конец месяца могут отсутствовать по причине их использования в текущей деятельности на обеспечение оборота и кругооборота средств, но последующее их поступление обеспечит оплату всех обязательств. Поэтому судить о платежеспособности организации по остаткам денежных средств на балансе на определенную дату неправомерно.
Рассмотрим возможность управления финансовой устойчивостью на основе МСФО. С точки зрения системного подхода к управлению финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта требуется понять следующее: от каких подсистем и в какой степени зависит выполнение поставленной задачи по получению нормативных показателей по МСФО-отчетности. Такой подход позволяет рассматривать как единое целое механизм, структуру и процесс управления. Предприятия, которые дополнительно составляют свою отчетность в формате МСФО, в основном представлены крупными холдингами, в том числе и международными. В таких организациях существует ряд трудностей в управлении финансовой устойчивостью. Для них крайне важно выделить подсистемы, взаимодействующие в достижении желаемого результата, и зоны ответственности, за которые отвечают определенные органы управления. Совету директоров необходимо выяснить степень влияния внедрения МСФО на финансовую устойчивость предприятия. Также важным вопросом является рассмотрение методики перехода к управлению финансовой устойчивостью на основе МСФО. Управление финансовой устойчивостью на основе МСФО — это прерогатива не только бухгалтерского учета и отчетности. Международные стандарты оказывают влияние на все аспекты деятельности компании. Необходимо, чтобы члены советов директоров и высшее руководство компаний имели четкое представление об особенностях отражения информации по МСФО и проявляли приверженность к их соблюдению. По общему мнению, в обязанности руководителей высшего звена управления входят:
-
обеспечение профессионального руководства процессом перехода к управлению финансовой устойчивостью на основе МСФО;
-
анализ изменений, вносимых в механизм бюджетирования, бизнес-планирования;
-
привлечение инвестиций и мобилизация ресурсов в соответствии с требованиями и стандартами МСФО;
-
вынесение предложений по улучшению методики управления финансовой устойчивостью на совет директоров.
Функции по управлению финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта должны сводиться не просто к сбору и систематизации информации о структуре капитала и вычислению на их основе нормативных показателей. Управление финансовой устойчивостью при переходе предприятия на МСФО — это процесс, который основан на постоянном анализе, диагностике, прогнозировании финансовых потоков, а также на принятии своевременных мер по предупреждению отклонения структуры капитала от целевой.
<...>