Раскрытие информации об операциях организациями, контролируемыми государством, согласно МСФО (IAS) 24 |
Благодаря вялотекущему процессу приватизации количество подконтрольных белорусскому государству акционерных обществ в 2016 году практически не уменьшилось. Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 году доля продукции, произведенной принадлежащими государству или контролируемыми государством предприятиями, составила 70% ВВП Беларуси. Крупнейшие организации, в которых контрольный пакет акций прямо или косвенно принадлежит государству, занимают лидирующие позиции в сфере нефтепереработки (ОАО «Нафтан»), банковской деятельности (ОАО «Беларусбанк»), добыче природных ресурсов (ОАО «Беларуськалий», ОАО «Гродноазот»), телекоммуникациях (ОАО «Белтелеком») и других областях. Многие акционерные общества с государственным участием согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» попадают в разряд общественно значимых организаций и обязаны начиная с отчетности за 2016 год регулярно составлять отчетность по МСФО.
Взаимоотношения со связанными сторонами могут влиять на прибыль или убытки отчитывающейся государственной компании. Связанные стороны могут вступать в сделки, условия которых отличаются от условий сделок, которые могут быть заключены с несвязанными сторонами (например, с частными организациями без участия государства).
На прибыль и финансовое положение государственной компании могут влиять взаимоотношения со связанными сторонами, даже если операции со связанными сторонами не производятся. Государство в лице различных его органов может дать инструкции государственным компаниям, ограничивающие коммерческую деятельность этих компаний, например, в части выбора поставщиков или подрядчиков. Кроме того, могут быть и отдельные изъятия по налогам для отдельных государственных организаций. Кредиты банков не всегда таким организациям предоставляются исходя из рыночных процентных ставок.
Несомненно, что при составлении отчетности по МСФО такими организациями с учетом участия в них государства возникают спорные вопросы, часть из которых будет рассмотрена нами в рамках применения международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». При этом, учитывая специфику функционирования организаций государственной собственности в Беларуси, особое внимание будет обращено на раскрытие информации об операциях с другими государственными организациями, учитывая трудоемкость такого раскрытия.
Цель раскрытия
Информированность об операциях организации, непогашенных обязательствах и отношениях со связанными сторонами может повлиять на то, как пользователи финансовой отчетности будут оценивать работу организации, включая оценку ее рисков и возможностей. Для государственных организаций возможности взаимодействия при осуществлении их деятельности в Беларуси практически неограниченны.
Требования стандарта МСФО (IAS) 24
Финансовая отчетность таких организаций должна раскрывать информацию о возможном влиянии на финансовое положение компании и ее прибыль или убытки, наличии отношений со связанными сторонами, а также операций и незавершенных расчетов, осуществляемых между отчитывающейся компанией и связанными с ней сторонами.
При наличии контроля информация о взаимоотношениях между связанными сторонами должна быть раскрыта независимо от того, проводились ли операции между ними.
<...>