Романчук: Нас ждёт настоящий шок и это не шутки |

Количество просмотров 772
Автор макроэкономика, макроэкономика, коронавирус, коронавирус, Беларусь Беларусь
Это не шутки. Это серьёзно больно. Это опасно и рискованно. Ситуация на мировых рынках, у наших соседей, внутри нашей страны развивается так, что в 2020г. экономика Беларуси может потерять $10 – 15 млрд. Падение ВВП на 7 -10% уже не кажется чем-то из разряда невозможного.

Нас ждёт настоящий шок. Коронавирус – лишь часть крайне негативного сценария для Беларуси. Обвал экспорта сырьевых ресурсов, стопор многих секторов (отдых, путешествия, общественное питание, транспорт, логистика), резкое снижение активности промышленных предприятий, мощный удар по бюджету страны, по бюджетам бизнесов, банков и домашних хозяйств – всё это материализуется на наших глазах.

Не время обвинять и хаять друг друга. Как на пожаре. Нужно действовать, сообща, как одна команда. Потом будем выяснять, кто и почему не был готов, какие ошибки сделал. Сегодня критически важен мощный мозговой штурм всех конструктивных сил общества, бизнеса и государства. Неважно, где ты работаешь, какие у тебя регалии. 

Главное – способность трезвой, всесторонней, научной оценки происходящего и выработка солидарных действий для нейтрализации крайне негативных сценариев развития ситуации в экономике.

То, что мы видим сегодня, это только цветочки. Самые болезненные удары по белорусской экономике впереди. Гигантское количественное смягчение центральных банков развитых стран (ФРС, ЕЦБ, Банк Англии, Банк Японии) – это де-факто валютная война против всех остальных. 

Гигантские бюджетные вливания в банки и коммерческие организации из категории «слишком-большие/важные-чтобы-обанкротиться» - это болезненное нарушение правил честной конкуренции, опасное проявление экономического национализма. 

Нефть по $20 – 25 за баррелей – это для Беларуси благо в плане полного отсечения от прошлого статуса нефтяного эмирата. С другой стороны, это бюджетный шок, когда правительство не получит сотни миллионов долларов (налоги, пошлины). Значит, нужно корректировать бюджет. Уже сейчас. 

Делать вид, что ничего не происходит, или пытаться брать в долг в валюте в условиях быстрой девальвации BYN-рубля – это безрассудство. И не нужно даже пытаться удержать курс BYN-рубля от рыночной корректировки.

Следующий вероятный шок – шок спроса со стороны российского рынка, а также покупателей белорусских удобрений, металлов и других сырьевых и инвестиционных товаров. Не до развития, выжить бы. 

Это опять же потеря валютной выручки, затоваренность складов, резкое ухудшение финансового состояния предприятий, а также способности обслуживать банковские кредиты. А это уже удар по банковской системе. В ней доминируют государственные банки. Значит, резко вырастает вероятность давления на Совмин и Администрацию президента «Дайте денег!» 

Нацбанк уже находится под мощным давлением с самых разных сторон. Удержаться от увеличения инфляционного и девальвационного налога на подавляющее большинство населения и бизнеса становится всё труднее. А ведь есть ещё Фонд социальной защиты населения, исполкомы, нефтянка, транспорт – и все кричат «Дай!»

В такой ситуации критически важно не проводить экономическую политику в режиме business as usual. Критически важно сработать на опережение по-настоящему чрезвычайного положения. 

Это как с коронавирусом. Лучше поступить так, как в Южной Корее, чем так, как в Италии. Лучше не допустить распространение экономической болезни, чем потом лечить её сквозь пот, кровь и слёзы.

Вот что я рекомендую белорусским властям в качестве пакета мер по предотвращению острого экономического кризиса в экономике, поддержке белорусских производителей товаров и услуг:

1) принять государственный бюджет чрезвычайного экономического положения. Внести корректировки исходя из реалий по нефти, калия, внешней торговли, а также с учётом финансового положения предприятий. 

Основная часть расходов – исключительно несеквертируемые бюджетные расходы, связанные с обеспечением жизнедеятельности государства, выполнением им функций защиты граждан и их собственности. Это ~ 25 – 28% ВВП;

2) ввести мораторий на уплату налога на землю и недвижимость до конца 2020 года;

3) ввести коэффициент 0,3 на все ставки аренды объектов недвижимости государственной и коммунальной формы собственности;

4) снизить налоги на фонд зарплаты до 15%, ставку НДС-а до 15%, ввести мораторий на штрафы и пени в случае просрочки с платежами до конца 2020 года;

5) ввести мораторий на уплату кредитов государственным банкам до 1 октября 2020г., отменить все штрафы и пени по просроченным платежам;

6) ввести мораторий на уплату налога на прибыль юридических лиц до конца 2020 года;

7) ввести мораторий на проведение всех проверок до конца 2020 года;

8) снятие ограничений на использование наличных денег, валютных расчётов;

9) отмена государственное регулирование цен на все товары и услуг, кроме услуг инфраструктурных сетевых компаний (энергетика, тепло, вода, канализация, транспорт), снижение тарифов на ЖКУ для частного бизнеса с учётом резкого удешевления нефти и других энергетических товаров;

10) прекращение перекрёстного субсидирования отдельных категорий коммерческих организаций за счёт частного малого и среднего бизнеса;

11) ввести налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли до конца 2020 года;

12) бесплатно путём лотереи распределить среди белорусских коммерческих организаций и ИП неиспользуемые государственные объекты недвижимости (более 2,2 млн. квадратных метров по всей стране).



<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. МАРТ о новых СаНПИНах по уменьшению риска распространения COVID-19

МАРТ были доработаны Рекомендации по минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, при осуществлении деятельности в области торговли, бытового обслуживания населения и общепита.

2. Как получить субсидию на доплату работникам за май–июль 2020 года

Указом предусмотрена возможность получения нанимателями субсидий для доплаты до минимальной заработной платы своим работникам в случае их вынужденной неполной занятости или объявления простоя в период с 1 мая по 31 июля 2020 года, а также уплаты взносов в ФСЗН. Решение о предоставлении субсидий будет приниматься местным исполнительным и распорядительным органом, а перечисление денежных средств - органом ФСЗН.

3. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

4. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

5. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

6. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.