Стратегические и практические аспекты создания банковских холдингов и управления ими |
В состав учредителей юридических лиц небанковской сферы деятельности банки в Республике Беларусь начали входить задолго до того, как законодатель в лице Национального банка определил правила игры и была сформирована полноценная система контроля за холдинговыми структурами.
Как правило, создавая дочерние компании, коммерческий банк решал одну из своих тактических задач, будь то оптимизация источников приобретения основных средств, реализация или использование обеспечения, изъятого у несостоятельного должника, поддержка бизнеса важного для банка клиента или повышение качества социального пакета для сотрудников.
В силу специфики банковской деятельности, а в отдельных случаях в силу законодательных ограничений, непосредственно сам банк не имеет возможности выходить за рамки рынка банковских услуг. Грамотно выстроенная холдинговая структура предоставляет банку эффективный инструмент расширения возможностей на финансовом, да и не только финансовом, рынке.
В программных документах крупных банков цели участия в создании или приобретении дочерних и зависимых компаниях, как правило, обозначены достаточно обобщенно:
· обеспечение лидирующего положения на рынке финансовых услуг;
· рост конкурентоспособности и рыночной стоимости;
· получение дохода от участия в дочерних и зависимых компаниях;
· решение социально значимых и имиджевых задач.
Особняком в списке целей формирования банковского холдинга стоит решение социальных и имиджевых задач. Любой крупный бизнес помимо налогового бремени несет в себе и социальную нагрузку. Сегодня в мире считается хорошим тоном содействовать реализации государственных социально значимых проектов, спонсировать медицинские, спортивные и культурные мероприятия и многое другое. Одной из цивилизованных форм достижения данных целей является включение в состав банковского холдинга спортивных клубов, культурных фондов и т.п.
Очевидные выгоды
Осознание вышеуказанных целей позволяет по-новому взглянуть на широкий спектр возможностей, который предоставляет холдинговая структура.
Детали читайте в статье.
<...>