Особенности совершенствования бюджетного планирования предприятий в посткризисном периоде |
Необходимость внедрения механизма бюджетного планирования в практику отечественных предприятий как универсального инструмента управления давно стала очевидной. Эффективное бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность компаний в посткризисном периоде за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества бизнес-процессов и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.
В странах постсоветского пространства под бюджетным планированием (бюджетированием) часто понимают казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной деятельности организации. В мировой практике бюджетирование — это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной.
В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в том, что это основа:
· планирования и принятия управленческих решений в компании;
· оценки всех аспектов финансовой состоятельности организации;
· укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой организации может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой организации в качестве управленческой технологии оно может преследовать собственные цели и использовать собственные средства, собственный инструментарий.
Мировая практика выделяет три основных подхода к процессу бюджетирования:
· «сверху вниз»;
· «снизу вверх»;
· «снизу вверх / сверху вниз».
Подход «сверху вниз» означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостатком данного подхода является слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.
Подход «снизу вверх» применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Одним из недостатков этого подхода является то, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.
Подход «снизу вверх / сверху вниз» является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.
Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты) и порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.
Существует множество разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т. п. Их можно классифицировать по следующим признакам (см. таблицу).
Таблица
Классификация бюджетов по основным классификационным признакам
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия |
1. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности |
2. Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности |
|
3. Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств |
|
По видам затрат |
1. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности |
2. Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д. |
|
По широте номенклатуры затрат |
1. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т. д.) |
2. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т. п.) |
|
По методам разработки |
1. Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы |
2. Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов |
|
По длительности планируемого периода |
1. Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления |
1. Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения) |
2. Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия |
|
3. Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации |
|
По непрерывности планирования |
1. Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов |
2. Непрерывный бюджет, к которому по окончании месяца или квартала добавляется новый |
|
По степени содержания информации |
1. Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупненно |
2. Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим |
Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждой организации, являются:
1. Прогноз баланса.
2. Бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).
3. Бюджет движения денежных средств.
Прогноз баланса, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов — актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Но в отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).
Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменений в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете «доходов и расходов» и бюджете движения денежных средств (БДДС), в соответствии с нижеприведенной формулой:
Рисунок. Определение изменений в статьях баланса
Составление бюджета «доходов и расходов» (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.
Бюджет «доходов и расходов» целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое построение документа позволяет судить о рентабельности производства за определенный период, и с его помощью можно провести анализ безубыточности.
Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) — проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации.
Необходимость подготовки данного документа обусловлена тем, что в бюджете «доходов и расходов» отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной.
Учеными выявлено, что бюджетный процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления. Это значит, что завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода. Такое планирование бюджета позволяет предприятию осуществлять строгий контроль финансовых ресурсов предприятия, что крайне важно для его выхода из финансового кризиса.
В ходе исследования технологии бюджетирования на предприятиях можно смело констатировать, что единой модели построения бюджета не существует — для каждого конкретного предприятия она будет индивидуальна. Это связано с тем, что структура модели зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации и степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации.
Таким образом, совершенствование бюджетного планирования организации предполагает:
1) разработку каждым предприятием стратегического плана своего развития на среднесрочный период, где должны быть четко определены показатели его экономической деятельности;
2) обязательные ежегодные публикации стратегического плана развития предприятия и его отчетов в средствах массовой информации для обеспечения прозрачности и объективной (что немаловажно!) оценки его работы;
3) прямую взаимосвязь между направлением расходования бюджетных средств и стратегическими (программными) документами предприятия;
4) определение четких приоритетов по диверсификации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и повышению его конкурентоспособности;
5) усиление требований к подготовке инвестиционных проектов путем внедрения методики оценки и мониторинга;
6) тщательный анализ степени достижения установленных индикаторов и эффективности исполнения бюджетных программ прошлых периодов при определении объемов бюджетных средств на планируемый среднесрочный период;
7) непрерывное совершенствование межбюджетных отношений.
<...>