"Субсидиарная ответственность и судебная машина" - Предложения в Совет по развитию предпринимательства |
Предложения Ярослава Романчука
в Совет по развитию предпринимательства
16 ноября 2017г.
Анализ системных трансформаций в более чем 30 переходных странах Европы и Центральной Азии позволяет сделать вывод о том, что защита прав частной собственности является ключевым фактором обеспечения быстрого, долгосрочного экономического роста успешной инвестиционной политики.
Эффективный институт частной собственности предполагает построение экономической политике на принципах верховенства права, презумпции невиновности, ограниченной ответственности, свободы выбора режима распоряжения имуществом, активов или ресурсов.
Беларусь испытывает острый дефицит инвестиционных ресурсов. По объёму прямых иностранных инвестиций на душу населения Беларусь является одним из аутсайдеров нашего региона. По данным ЮНКТАД по состоянию на начало 2017г. объём накопленных в мире ПИИ по стране получения составил $26728,3 млрд., по стране происхождения - $26159,7 млрд., в Европе - $8621,5 млрд. и $10435,3 млрд. Доля накопленных ПИИ Беларуси в мире по состоянию на начало 2017г. – 0,07%, и от Европы – 0,22%.
Согласно опросу в рамках исследования «Венчурное финансирование в Республике Беларусь» (проведено в декабре 2016 - феврале 2017 года группой компаний Belbiz и юридической фирмой Алейников и Партнеры) только 8,6% инвесторов оценивают инвестиционный климат в стране, как благоприятный. Только 13% опрошенных считают достаточным уровень гарантий инвесторов. Осуществлять инвестиции по белорусскому законодательству мешает криминальная ответственность в экономической сфере, несовершенство корпоративного права, излишнее вмешательство контролирующих органов в деятельность компаний, недостаточный уровень доверия к судебной системе.
По разным международным рейтингам и индикаторам Беларусь является страной высоких рисков для инвесторов. Например, по данным GlobalEDGE, Беларуси по шкале от «А» (самая надёжная страна) до «Е» (самые высокие риски) Беларусь имеет оценку «D». До данным итальянской финансовой компании SACE, которая работает на финансовых рынках в 198 странах мира кредитный риск Беларуси составляет 84 балла из 100, где «100» - самый высокий риск. По методологии ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Беларусь входит в седьмую, самую низкую категорию стран по кредитным рискам. С 1999 по 2017гг. положение нашей страны в рейтинге этой организации не изменилось.
Одним из самых серьёзных дефектов белорусского инвестиционного законодательства является существующий режим субсидиарной ответственности. В феврале 2017г. президент А. Лукашенко потребовал от правительства решить проблему субсидиарной ответственности, исключить соответствующие положения из Гражданского кодекса. Глава государства услышал голос бизнес сообщества.
К сожалению, правительство проигнорировало не только консенсусное мнение бизнес сообщества, но и требование президента. Более того в течение 2017 года увеличилось количество дел, связанных с наказанием предпринимателей по статьям о субсидиарной ответственности. В стране сложилась порочная практика, когда исполнительная и судебная власти весьма вольготно и субъективно трактуют понятие «надлежащее исполнение обязательств». Грубо нарушается положение Директива № 2 от 27 декабря 2006 г. «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», согласно которой «при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан».
В результате с серьёзными дефектами работает институт санации и банкротства. Белорусские граждане, иностранные инвесторы по факту лишены права на ошибку. Если вход на рынок, т. е. регистрация предприятия в Беларуси стала, действительно, простой, то выход из рынка ужесточился и стал ещё более обременительным. В условиях жёсткой конкуренции, низкого уровня платёжной дисциплины, внедрения новых технологий, в том числе в рамках IV промышленной революции, выход из рынка, т. е. ликвидация коммерческого проекта, должна быть быстрой, дешёвой и лёгкой, чтобы предприниматель с накопленным опытом, в том числе опытом собственных ошибок, имел возможность реализовывать себя в производстве товаров и услуг в дальнейшем.
Сегодня существующее законодательство и практика его применения жёстко наказывают человека даже за желание быть предпринимателем, пробовать себя в качестве производителя товаров и услуг. В результате разрушается ценнейший предпринимательский капитал, блокируется инвестиционная деятельность, падает доверие к органам государственного управления в целом и к президенту, как гаранту прав собственности.
В бизнес союзы обращаются сотни граждан, которые стали жертвами положения о субсидиарной ответственности. Вот один типичный пример. Новодворский Игорь Брониславович работает юристом. Получает обыкновенную зарплату. Решением Экономического суда Минска от 11.10.2017 по делу N 94-13/2016 его привлекли, как ответчика, к субсидиарной ответственности и постановили взыскать с него BYN48,67 тысяч рублей, $4,68 млн., а также госпошлину в размере BYN95,1 тысяча. При средней зарплате в $500 в месяц И. Новодворскому нужно работать 792 года, чтобы оплатить предъявленные ему требования.
Произошло то, что на И. Новодворского, как на наёмное лицо (бывшего руководителя завода), получавшее только заработную плату, не участвовавшее в прибыли и имуществе завода, «повесили» все долги завода, за все периоды. В апреле 2011 года ему предложили стать директором завода ИООО «АЛЮФОЛ» в Бресте (в СЭЗ-Брест). Завод не выполнил обязательств перед банками, которые обратились в суд. Банки не устроило стоимость и состав имущества, которое было в залоге, хотя они сами подписывали кредитный договор. В 2012г. И. Новодворский по согласию с учредителями завода уволился, перейдя на другую работу. На момент увольнения предприятие было устойчивым платёжеспособным субъектом. На банкротство завода было подано в 2013г., а иск о привлечении его к субсидиарной ответственности был подан в апреле 2016 года. При этом имеет место вопиющий случай, когда суд применяет нормы законодательства задним числом. При принятии решения о привлечении И. Новодворского к субсидиарной ответственности в полном объеме, суд руководствовался ст.11 и ст.17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №415-З), вступившего в силу с 25.01.2013, а также подпунктом 1.35 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее – Указ № 508), который утратил силу 08.02.2013. Однако, он был директором ИЧУП «АЛЮФОЛ» в период с 13.04.2011г. по 26.04.2012г., то есть уволился до вступления в силу Закона №415-З. Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. В соответствии со ст. 104 Конституции Республики Беларусь и ст.67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", не допускается придавать обратную силу нормативному правовому акту, если он вводит или усиливает ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. При этом, Закону №415-З обратной силы не придано. Кроме этого, недопустимо применять нормативные правовые акты, которые утратили силу (Указ № 508).
Из-за огромной суммы иска и пошлины И. Новодворский был лишен возможности обжалования решения суда от 11.10.2017 в судебном порядке. Причем, от обязанности уплаты государственной пошлины истец-управляющий освобожден, а гражданин нет.
Такого рода ситуации становится типичными. В зоне острых финансовых рисков находится около трети промышленных предприятий, более 60% с/х организаций, более половины коммерческих организаций транспорта и строительства. Опросы показывают, что под угрозой банкротства и ухода с рынка находятся около 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 10 тысяч частных юридических лиц. Таким образом, проблема субсидиарной ответственности из чисто регуляторной и административной может стать социальной и даже политической.
Принимая во внимание социальную и институциональную остроту проблемы субсидиарной ответственности и негативные практики правоприменения этой нормы;
Считая необходимым потребовать от правительства выполнения прямого требования президента об упразднении действующего режима субсидиарной ответственности,
Учитывая сложности текущего состояния структурных трансформаций, а также угрозу потери значительного объёма предпринимательского капитала,
Настаивая на восстановлении доверия между бизнесом и властью, как ключевым фактором для обеспечения быстрого, долгосрочного, инклюзивного экономического роста,
предлагаю:
- рассмотреть на ближайшем заседании Совета вопрос об исключении положений о субсидиарной ответственности из Гражданского кодекса Беларуси;
- потребовать от правоохранительных органов проведения тщательного аудита решений по привлечению физических лиц к субсидиарной ответственности, в частности по Новодворскому Игорю Брониславовичу;
- провести анализ дефектов и слабостей института частной собственности в Беларуси и обсудить результаты на совместном заседании с Советом Министров;
- провести анализ дефектом и слабостей инвестиционного законодательства, выработать рекомендации по его кардинальному улучшению, обсудить их на заседании Совета Министров.
<...>