ТЦО и анализируемая сделка: определяем базу налога на прибыль по результатам независимой оценки

ТЦО и анализируемая сделка: определяем базу налога на прибыль по результатам независимой оценки |

Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Номер № 02/2020
Количество просмотров 647
Автор независимая оценка, независимая оценка, ТЦО, ТЦО, рыночная цена рыночная цена

Министерством по налогам и сборам совместно с заинтересованными лицами рассмотрен вопрос о возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки.

МНС разъяснило, что оценка рыночной стоимости недвижимого имущества должна производиться с использованием сравнительного метода оценки. В договоре с исполнителем оценки следует конкретно указывать цель оценки недвижимого имущества. Отчет об оценке должен содержать определенные сведения (в том числе описание объекта оценки; данные, использованные для оценки, и их анализ; расчеты и их обоснование и т.д.). Заключение и отчет об оценке представляются в ИМНС при проведении контрольных мероприятий.

О возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки

Статьей 88 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) определены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам. К таким сделкам, в частности, относятся сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению:

  • недвижимого имущества (его части), в том числе сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещений;

  • жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенные после государственной регистрации создания объекта строительства.

 Для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка при определении рыночных цен (рыночных показателей рентабельности) используется информация, указанная в статье 90 НК. К такой информации, в частности, относятся  сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии - однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде.

Отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности и возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь, регулируются Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 (далее – Положение).

Пунктом 1 Положения определено, что объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с данным Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее - объекты оценки).

Согласно подпункту 3.1 пункта 3 Положения стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием рыночных методов оценки, в том числе сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам.

Исходя из подходов, изложенных в главе 11 НК, данный метод оценки является наиболее возможным для использования при определении стоимости имущества на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии - однородным) товарам.

В этой связи, для возможности использования сведений о рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной по результатам независимой оценки, в целях применения пункта 1 статьи 90 НК, при заключении с исполнителем оценки соответствующего договора на оказание услуг по проведению независимой оценки (далее – Договор) и приеме результатов таких услуг следует обращать внимание на следующие аспекты (условия проведения оценки стоимости).

1. Согласно пункту 15 Положения результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки, указанной в заключении об оценке. В этой связи рекомендуется при заключении Договора конкретно указывать цель оценки.  Например, возможна следующая формулировка цели оценки «иные цели, не противоречащие законодательству - для определения налоговой базы налога на прибыль по реализации (приобретению) (указать предполагаемый предмет сделки)
на соответствие рыночным ценам, сложившимся на рынке идентичного (однородного) недвижимого имущества в сопоставимых целях.».

2. В Договоре и (или) задании на оценку необходимо предусмотреть условие, чтобы оценка рыночной стоимости недвижимого имущества производилась оценщиком с использованием только сравнительного метода оценки.

3. При приеме результатов оказанной услуги по независимой оценке необходимо обращать внимание, чтобы отчет об оценке содержал сведения, предусмотренные пунктом 12 Положения, в частности:

  • описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии);

  • данные, использованные для оценки, с указанием их источника;

  • анализ данных, использованных для оценки;

  • основные предпосылки и ограничения, с учетом которых проводилась оценка;

  • анализ рынка объектов-аналогов;

  • расчеты и их обоснование, описание процедуры определения стоимости сравнительным методом оценки и выбранными методами расчета стоимости.

4. При использовании организацией результата независимой оценки для обоснования рыночной цены документы оценки (заключение и отчет об оценке) представляются налоговому органу при проведении им контрольных мероприятий.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.