В чем суть идеи и практика применения в Беларуси и в ЕАЭС навигационных пломб |
Разногласия по проекту соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) навигационных пломб для отслеживания перевозок должны быть устранены в ближайшее время. Об этом заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович на заседании комитета по вопросам устранения разногласий и спорных ситуаций и обеспечения свободы перемещения товаров в ЕАЭС, которое прошло 26 апреля, сообщает пресс-служба ЕЭК.
Как сообщается, во время рассмотрения оставшихся разногласий по проекту соглашения, было отмечено что в настоящее время у сторон нет единого мнения по объектам отслеживания, видам транспорта, которыми они перевозятся, условиям применения отслеживания перевозок, а также о составе сведений, содержащихся в пломбах.
«С учетом поручения совета комиссии о подготовке соглашения к подписанию во втором квартале текущего года нам необходимо ускорить согласование позиций. Подписание соглашения позволит нам значительно упростить вопросы перемещения грузов как транзитом, так и во взаимной торговле», — подчеркнул Мясникович.
Участники обсуждения в целом поддержали редакцию статьи проекта соглашения о составе сведений, которые должны содержаться в навигационных пломбах, доработанную ЕЭК с учетом предложений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Федеральной таможенной службы России. При этом порядок совершения операций по наложению и снятию навигационных пломб, включая порядок передачи в навигационную пломбу документов и сведений, предложено определять комиссии либо законодательством государств союза.
Также, понимая необходимость эффективного взаимодействия национальных операторов систем отслеживания перевозок, предложено рассмотреть вопрос подготовки соответствующего соглашения между ними.
Национальная практика
На национальном уровне электронные навигационные пломбы уже применяются. В Казахстане, например, в июне прошлого года был принят закон, в соответствии с которым устройства являются обязательными при импорте грузов в Казахстан из любой страны ЕАЭС или транзите через территорию Казахстана при выполнении перевозок между странами ЕАЭС. Пломбы ставятся на автомобильный транспорт при пересечении границы страны.
В России система навигационного сопровождения грузов запущена с 15-го июня прошлого года для отслеживания транзита «санкционных» товаров: пломбы в обязательном порядке устанавливаются на автомобильный и железнодорожный транспорт при перевозках через территорию России товаров, запрещенных к ввозу в страну.
В Беларуси пломбы использовались, в частности, с апреля прошлого года, когда в республике действовали коронавирусные ограничения: они навешивались на транспортные средства тех перевозчиков, которые ранее попались на нарушении ковидных правил. Сейчас пломбы могут использоваться как альтернатива таможенному сопровождению.
Постановление Совмина Беларуси от 25.05.2020 № 311
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (с учетом изменений и дополнений), с 7 июня 2020 г., установлено, что транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь, выполняемые автомобильными перевозчиками, водители которых нарушили требования подпунктов 1.2 и (или) 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 г. № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19», осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) автомобильных транспортных средств навигационных устройств (пломб) в целях обеспечения отслеживания (мониторинга) объектов пломбирования.
Указанные положения не применяются в случае неисправности системы отслеживания, вызванной техническими сбоями или нарушениями в работе средств связи, либо применения таможенного сопровождения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Наложение навигационных устройств (пломб) производится при въезде на территорию Республики Беларусь через белорусский участок внешней границы Евразийского экономического союза в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь таможенными органами, либо национальным оператором (ОДО «Белнефтегаз»), либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий.
Снятие навигационных устройств (пломб) производится при выезде с территории Республики Беларусь:
— через белорусский участок внешней границы ЕАЭС в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь — таможенными органами, либо национальным оператором, либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий;
— через белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь на республиканских автомобильных дорогах, (перечень определен этим же постановлением) — национальным оператором либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий.
Постановлением устанавливается тариф на услуги национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования в размере 3 базовых величин за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость
Расширение перечня
В последствии в 2020 году были внесены изменения в постановление от 25 мая 2020 г. № 311, согласно которым расширен перечень случаев наложения навигационных пломб:
-
неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
-
неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, установленное вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
-
установление таможенными органами маршрута перевозки товаров в соответствии со статьей 344 Таможенного кодекса ЕАЭС;
-
иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства государств — членов Союза.
«Наложение и снятие навигационных пломб, как и ранее, производится таможенными органами, либо национальным оператором, либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий.
Перечень мест для наложения навигационных пломб дополняется ведомственными пунктами таможенного оформления».
В документе также говорится, что в случае перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в Россию либо транзитом через ее территорию снятие навигационных пломб производится национальным оператором, либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий, в специально обозначенном месте на республиканской автомобильной дороге М-1 граница Республики Беларусь (Редьки) — граница Российской Федерации (Красное).
«Водитель транспортного средства при этом обязан остановиться в таком специально обозначенном месте для снятия навигационной пломбы».
Постановлением также установлено, что при возникновении у таможенных органов необходимости проведения таможенного контроля перевозимых товаров в пути их следования снятие навигационного устройства и его повторное наложение осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием предоставляемых национальным оператором специализированных мобильных устройств, которые обеспечивают фиксацию в системе отслеживания фактов санкционированного совершения таких операций, либо посредством удаленного взаимодействия национального оператора с таможенным органом.
«Государственный таможенный комитет обеспечивает вручение водителям, следующим через белорусско-российский участок госграницы Республики Беларусь на транспортном средстве, на грузовые помещения (отсеки) которого наложены навигационные устройства (пломбы), требований по форме об остановке в специально обозначенном месте для снятия навигационной пломбы».
За невыполнение требования об остановке в этом специальном месте для снятия навигационной пломбы водитель может быть привлечен к административной ответственности — штрафу в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административному аресту.
Соглашение операторов
Операторы пломбирования России, Беларуси и Казахстана заключили соглашение о сотрудничестве. Компании будут развивать единую систему таможенного транзита товаров в ЕАЭС с использованием электронных навигационных пломб.
Оператором электронных навигационных пломб в России является ООО «Центр развития цифровых платформ» — «дочка» оператора системы «Платон», в Беларуси — ОДО «Белнефтегаз» (компания в свое время специализировалась на оптовой торговле нефтепродуктами, в 2018-м году стала гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, владеет пакетом акций МТБанка), в Казахстане — ТОО «Silk Way monitoring» (на странице компании в соцсети сказано, что она имеет многолетний опыт охраны грузов на железнодорожном транспорте, ее исполнительный директор Адиль Сулейменов ранее работал в Министерстве финансов республики).
Как следует из подписанного соглашения, компании будут работать над интеграцией существующих национальных систем отслеживания перевозок товаров: обмениваться аналитической, статистической, научно-технической и правовой информацией, унифицировать бизнес-процессы и технологические решения для формирования единого цифрового транспортного пространства трех стран.
В результате в ЕАЭС со временем смогут полностью перейти на цифровое управление грузовыми перевозками: перевозчики и грузоотправители смогут выбирать оптимальные способы доставки товаров, эффективно планировать маршруты, отслеживать местонахождение и состояние грузов.
В свою очередь, это позволит ускорить оформление перевозок товаров, оптимизировать таможенные процедуры, минимизировать временные и финансовые затраты.
<...>