Новости

Беларусь направит нефть в порты России

Беларусь направит нефть в порты России |

Автор Андрей Разумов, Редактор отдела "Новости" Андрей Разумов, Редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 264
Автор нефть, нефть, РБ, РБ, РФ РФ

Одним из лейтмотивов встречи премьер-министров Беларуси и России Романа Головченко и Михаила Мишустина, прошедшей накануне, был вопрос энергетики, а конкретно – возможность переориентировать нефтяные потоки с балтийских портов на российские в ответ на санкции странами Балтии.

"У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты", - заявил министр энергетики Александр Новак, отметив большую заинтересованность России в реализации этого проекта.

Теперь сторонам предстоит детально обсудить условия сотрудничества, в том числе между портами и нефтетранспортными компаниями.

По мнению эксперта в области энергетики Игоря Юшкова, сама по себе идея не нова – Минск и Москва давно обсуждали возможность экспорта нефтепродуктов через Усть-Лугу. Более того, чтобы переключить поставки на себя, российская сторона готова была предоставлять значительные скидки на логистику.

"Транснефть" даже готова была строить новый нефтепровод, либо использовать "Дружбу", так как она не загружена. Предлагалось, выделив и модернизировав одну нитку, направлять нефтепродукты на ленинградские порты. Беларусь экспортирует где-то 12 миллионов тонн, и существующая инфраструктура могла бы поглотить весь этот объем", - пояснил Юшков Sputnik Беларусь.

По его словам, главный вопрос - какая будет экономика у такой транспортной схемы? Ведь Минск неоднократно подчеркивал, что гнать нефтепродукты через Прибалтику проще, удобнее и дешевле.

При этом белорусская сторона никогда не указывала точных цифр, не оглашала, во сколько обходится прибалтийский транзит и чем не устраивает даже скидка в 50% на ж/д поставки в Россию.

"Разговоры эти были довольно абстрактны, так как в Минске не называли объемов. Если бы сказали, что Беларусь готова пустить шесть или хотя бы два-три миллиона тонн через российские порты, "Транснефть" могла бы подсчитать наиболее выгодный маршрут поставок. Вот только транзит белорусских нефтепродуктов такими объемами никогда не измерялся", - подчеркнул Юшков.

Причем решение белорусского руководства о переориентации поставок имеет чуть более давнюю историю и, вероятно, связано не только с нынешними санкциями. Так, позиция Вильнюса, направленная против атомной электростанции в Островце, в буквальном смысле слова накалила отношения между странами. 

"За лозунгами о небезопасности БелАЭС стоит банальная зависть. То, отчего они отказались (атомная энергетика - Sputnik) и чего у них никогда, скорее всего, уже не будет, белорусы у себя развивают и превращаются из нетто-импортеров в нетто-экспортеров", - считает директор российского Института национальной энергетики Александр Фролов.

Собеседник Sputnik полагает, что, если говорить о транзите нефти, то критика географической удаленности Усть-Луги неуместна, так как Беларусь использует для перевалки своих нефтепродуктов в том числе эстонские порты, расположенные дальше российского.

По-видимому, нынешние поведение Эстонии, Литвы и Латвии поставило под сомнение целесообразность экономического партнерства с этими странами, учитывая, сколь недружелюбно ведут себя "партнеры" на политической арене. Напротив, российские скидки на транзит и готовность работать сообща по-прежнему в силе.

"Льготы по перевалке, которые могут предложить российские порты, позволят сделать белорусские нефтепродукты более конкурентоспособными на европейских рынках, традиционных для республики", - утверждает Фролов.

По его мнению, за счет выгод в логистической цепочке можно поддержать высокую маржинальность белорусской нефтепереработки, и таким образом пополнить бюджет, как это было в ситуации с покупкой российской нефти несколько лет назад. Казна Беларуси получала доход в несколько сотен миллионов долларов за счет покупки российского сырья по сниженным ценам и его последующей переработки и реализации на европейских рынках.

Что касается финансов, то другой важной темой переговоров был газовый долг Беларуси.

По мнению Фролова, нынешняя ситуация в экономических отношениях Москвы и Минска повторяет события трехлетней давности. В 2017 году задолженность республики за газ достигла 726 миллионов долларов.

"Долг был в два  раза больше, чем сейчас. Но так как у Беларуси на тот момент не было соответствующих сумм, которые она могла бы направить на погашение этого долга, то Россия выдала кредит, который и был потом распределен на погашение образовавшейся задолженности", - объясняет эксперт.

Он предполагает, что в текущих условиях повторится тот же сценарий, тем более, сейчас экономическое положение Беларуси выглядит даже более нестабильным.

"Мы видим проблемы, которые оказала политическая нестабильность на экономику, видим колебание национальной валюты. Это все неблагоприятно сказывается на платежеспособности республики. Я думаю, Россия опять пойдет навстречу, выделит деньги. И они будут опять направлены на погашение долга", - заключил Фролов.

По крайней мере, сейчас в Минэнерго РФ отмечают - несмотря на долги за газ в размере 328 миллионов долларов, Беларусь внесла как предоплату 101 миллион и стороны наверняка смогут договориться о механизмах погашения задолженности энергоносителей за текущий год. 


Источник: Sputnik



Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Анализ опроса: 60% россиян не берут в долг у друзей и родных

Согласно опросу, 9% россиян занимали крупную сумму у друзей или родственников из-за пандемии коронавирусной инфекции, еще 6% опрошенных брали в долг на расходы, не связанные с пандемией. При этом не готовы дать в долг из-за отсутствия свободных денег 37% респондентов, 17% - постоянно дают в долг друзьям и родным небольшие суммы денег.

2. Совет по развитию предпринимательства о проекте Указа «О мерах по защите прав работающих»

Проектом Указа «О мерах по защите прав работающих» предусматривается, что, в случае задержки заработной платы на срок более 15 календарных дней, работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты заработной платы. При этом за ним не сохраняется средний заработок, он может работать по совместительству полный рабочий день, но обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после выплаты задержанной заработной платы в полном объеме.

3. Какие риски для Беларуси можно увидеть в прогнозе Центробанка России на 2021-2023 годы

В рисковом сценарии прогноза на 2021-2023 годы Центробанк РФ не исключает повторной волны пандемии коронавируса и других шоков для мировой экономики, в том числе усиления торговых противоречий и геополитической напряженности. Цены на нефть в этом случае сложатся на уровне 25 USD за баррель, следует из проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

4. Российским госбанкам велели спасать экономику белорусских банков

Сбербанку, ВЭБу и ВТБ, каждый из которых имеет белорусскую «дочку», было предписано обеспечить стабильный поток рублевых кредитов в Беларусь. В российском правительстве твердо настроены не допустить повторения украинского сценария, который закончился убытками и списанием значительных активов для российских банков

5. Минюст Беларуси "О деятельности незарегистрированных фондов"

В соответствии с действующим законодательством Беларуси фонды подлежат госрегистрации. Организация деятельности либо участие в деятельности фонда, не прошедшего в установленном порядке госрегистрацию, являются незаконными и влекут ответственность в соответствии со статьей 23.88 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Почему грузы из Китая идут мимо Беларуси, но через Калининград

Наибольшая динамика отмечена по транзитным перевозкам контейнерных поездов через порты Балтийск и Калининград - объем перевозок вырос в 10 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. По итогам работы за три месяца 2020 года объем транзитных перевозок контейнеров по БелЖД в сообщении Китай – Европа – Китай увеличен на 4,5% и составил более 70 тыс. контейнеров в ДФЭ.