Новости

МАРТ подвел итоги выполнения целевого параметра по инфляции и защиты внутреннего рынка за 2019 г.

МАРТ подвел итоги выполнения целевого параметра по инфляции и защиты внутреннего рынка за 2019 г. |

Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 93
Автор инфляция, инфляция, внутренний рынок, внутренний рынок, цены, цены, МАРТ МАРТ

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь состоялось итоговое заседание коллегии, в ходе которого рассмотрены вопросы выполнения целевого параметра по инфляции и защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, сообщили в пресс-центре ведомства.

Ключевой задачей МАРТ в 2019 году являлось поддержание ценовой стабильности путем реализации мер: ценового и антимонопольного регулирования, регулирования деятельности естественных монополий и доминантов, совершенствования регулирования сферы государственных закупок и потребительского рынка.

Целевой показатель по инфляции достигается пятый год подряд. В 2019 году прирост потребительских цен составил 4,7 процента (Указом Президента Республики Беларусь «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год» была поставлена цель — не более 5 процентов).

По итогам года был достигнут исторический минимум по росту регулируемых цен — 7,5 процента.

В 2019 году МАРТ особое внимание уделял сокращению темпов роста цен на социально значимые товары, поскольку их годовые темпы роста в конце 2018 – начале 2019 года составляли в среднем на 8 – 12 процентов.

По итогам 2019 года рост цен на большинство социально значимых товаров замедлился и сложился в рамках целевого показателя по инфляции: мясо и мясопродукты подорожали на 1,3 процента, рыба и рыбопродукты — 3,6 процента, хлеб и изделия хлебобулочные — 4,8 процента, макаронные изделия — 3,4 процента, а цены на овощи снизились на 6 процентов.

Для снижения роста цен на потребительском рынке МАРТ принимались следующие меры:

  •     дополнен перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться МАРТ не более 90 дней в течение одного года (постановление Правительства от 15.08.2019 № 542);

  •     разработаны и доведены до субъектов торговли рекомендации по предельным уровням торговых надбавок по основным социально значимым товарам (действуют с августа 2019 г. по настоящее время);

  •     введено временное регулирование цен на крупу гречневую;

  •     выявлены случаи необоснованного повышения цен и восстановлены объективные цены;

  •     создан экспертный совет по вопросам цен и тарифов в составе представителей Национального банка, Национального статистического комитета, Федерации профсоюзов, МАРТ, в рамках которого были выработаны рекомендации для принятия решений в области государственного ценового регулирования;

  •     проводилась консультационная работа с государственными органами, производителями, субъектами торговли о ценовой политике, в том числе о необходимости сдерживания роста цен, недопустимости повышения эффективности за счет ценового фактора;

  •     в рамках антимонопольной деятельности пресечена ценовая дискриминация крупной торговой сети по отношению к другим торговым объектам.

В рамках совершенствования нормативно-правовой базы в 2019 году разработано 142 проекта нормативных правовых актов. Среди наиболее значимых изменений законодательства – законы о естественных монополиях и государственных закупках.

МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений.

Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов — вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.

В 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона о государственных закупках, предусматривающая электронизацию процедур и ужесточение требований к заказчикам, тем самым делая закупочный процесс более гласным и прозрачным. По прошествии полгода выросло количество конкурентных процедур, что способствует снижению цен закупок.

С 1 июля 2019 г. функционирует государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками. Работа в данном направлении продолжается. Планируется внедрение механизма обеспечения закупки бюджетными средствами путем их резервирования.

В 2019 г. в МАРТ подано 1 171 жалоба по осуществлению процедур государственных закупок, 633 жалобы приняты к рассмотрению. За период с 1 июля по 31 декабря 2019 г. проведено 109 камеральных проверок: составлено 76 актов камеральных проверок (выявлены нарушения).

В 2020 году МАРТ сохранит направленность политики на поддержание ценовой стабильности и защиту внутреннего рынка, как за счет инструментов антимонопольного и ценового регулирования, так и дополнительных мер.

На коллегии рассмотрены и одобрены рекомендации торговым сетям, производителям и органам государственного управления по:

  •     расширению перечня рекомендуемых торговых надбавок на социально значимые товары;

  •     ограничению выплаты бонусов по социально значимым товарам;

  •     установлению уровня доли продовольственных социально значимых товаров в продаже, обеспечивающего соблюдение индикатора экономической безопасности республики;

  •     ограничению роста регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, реализующиеся выше себестоимости, на уровне не выше прогнозного значения базовой инфляции (4 процента);

  •     разработке (пересмотру) методик по формированию регулируемых цен (тарифов) по реализации образовательных программ на платной основе в государственных ВУЗах, оказанию охранных услуг, пассажирских перевозок;

  •     исключению продажи белорусских товаров на внешние рынки по ценам, ниже внутренних.

  •     расширению перечня социально значимых товаров, цены на которые могут временно регулироваться МАРТ в целях защиты внутреннего рынка.

Оценка соблюдения рекомендаций субъектами хозяйствования будет проведена путем организации регулярного мониторинга МАРТ.

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. CeoWorld Magazine опубликовало рейтинг самых дорогих для проживания стран

Американское издание CeoWorld Magazine указало, что самая дорогая для проживания страна - Швейцария. Всего в рейтинг попали 132 страны, которые оценивали по 5 критериям – цены на жилье, аренда жилья, цены на продукты питания, цены в ресторанах, покупательная способность жителей. 

2. О плане BEPS по налогообложению международных корпораций

Страны одобрили подход, который ОЭСР предложила в октябре 2019 года: обязать компании платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В цифровую эпоху распределение налоговых прав и налогооблагаемой прибыли больше не может ограничиваться исключительно ссылкой на физическое присутствие, говорится в опубликованном заявлении.

3. Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора

Международная финансовая корпорация за все время инвестировала в Беларусь 850 млн USD, в 2020 году в нас вложат еще около 75 млн. По итогам анализа экспертам Всемирного банка удалось выделить четыре типа проблем белорусского госсектора – это более низкая эффективность использования активов, более высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда.

4. МАРТ об основных задачах на 2020 год и применении антимонопольного законодательства

МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений. Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.

5. Изменения в КоАП: стимулирующие скидки и больше устных предупреждений

Предлагается ввести три категории: проступки (которые не представляют большой общественной опасности и предусматривают незначительные санкции, такие как предупреждение, устное замечание или штраф до 10 БВ), значительные и грубые правонарушения. Условно три категории, которые могут изменяться по названиям и по подходам, но пока рассматриваются такие варианты.

6. Когда ждать «Письмо счастья» за не пройденный техосмотр и при чем тут камеры контроля скорости

В Беларуси расширили имеющийся функционал Единой Системы до мониторинга автомобильного потока, который используется подразделениями криминальной милиции. В перспективе возможна фиксация нарушений проезда по полосе для маршрутных транспортных средств, превышения средней скорости на участке автодороги, выезда на перекресток на красный сигнал светофора и правил остановки и стоянки ТС. В настоящее время уже созданы пилотные зоны.