Новости

Registr.by: Мониторинг аналитики за 10 — 16 августа 2019 г.
Registr.by: Мониторинг аналитики за 10 — 16 августа 2019 г. |
Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 110
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by
Registr.by: Мониторинг аналитики за 10 — 16 августа 2019 г.

Мониторинг аналитики за 10 августа – 16 августа 2019 г.


Налогообложение сделок по продаже акций


Деятельность иностранных организаций на белорусском рынке чаще всего реализуется посредством приобретения ими акций или долей в уставных фондах белорусских предприятий. Учредитель организации, будь то организация или физическое лицо, в любой момент может принять решение о выходе из состава участников организации или продаже своей доли в уставном фонде, продаже принадлежащих ему акций организации. Сделки по продаже своих долей и акций участниками хозяйственных обществ являются довольно распространенными на территории Республики Беларусь. Однако, желая получить доход от продажи своей доли, участники общества должны учитывать и налоговые обязательства, установленные законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями по уплате соответствующих налогов.

Налог на доходы от отчуждения акций (паев, долей в уставном фонде). Порядок налогообложения таких операций в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК) прописан в гл. 17.

В соответствии с п. 1.11.4 ст. 189 НК доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части признаются объектом налогообложения налогом на доходы.

При этом неважно, кто покупает долю (паи, акции), — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо Республики Беларусь (в том числе нерезидент Республики Беларусь), а также другая иностранная организация, поскольку согласно п. 3.1–3.3, 3.5 ст. 189 и п. 3 ст. 193 НК они признаются налоговыми агентами по начислению (выплате) доходов от источника в Республике Беларусь.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Последствия реорганизации нерезидента в валютном законодательстве Республики Беларусь


Реорганизация юридического лица, как правило, влечет правопреемство в отношении существующих обязательств реорганизуемого юридического лица. Конкретные положения предусмотрены в праве страны нерезидента.

Для начала проанализируем понятие «реорганизация». Так, в соответствии со ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь под реорганизацией юридического лица понимается его слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При  этом существенное значение имеет правопреемство реорганизуемого субъекта, поскольку от этого напрямую зависит качество исполнения его обязательств.

Согласно письму Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.12.2003 № 03-24/2697 «О реорганизации юридического лица» сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности с ликвидацией его дел и имущества, а общее или частное правопреемство.

Поскольку законодательство разных государств, разумеется, неодинаково, а платежи по внешнеэкономическим сделкам осуществляются в пользу резидентов многих стран мира, у сотрудников служб валютного контроля белорусских банков может возникнуть закономерная проблема, связанная с отсутствием специфических знаний в сфере внутреннего законодательства конкретной страны. Таким образом, достоверно установить факт реорганизации иностранного контрагента практически невозможно. Полагаем, что при установлении факта реорганизации иностранного юридического лица можно основываться на том значении термина «реорганизация», которое предусмотрено белорусским законодательством.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Тонкости налогообложения нерезидентов при сделках с акциями (долями, паями) резидентов


Когда деятельность иностранных инвесторов (организаций и физлиц) на белорусском рынке оформляется в виде приобретения ими акций или долей в уставных фондах белорусских предприятий, то «иностранец» в любой момент может принять решение о выходе из состава участников организации или продаже своей доли в уставном фонде, продаже принадлежащих ему акций организации.

Налог на доходы от отчуждения акций (паев, долей в уставном фонде)

Порядок налогообложения таких операций прописан в гл. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В соответствии с п. 1.11.4 ст. 189 НК доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части признаются объектом налогообложения налогом на доходы.

<...>

Александра РАКИТИНА


Доверительное управление ценными бумагами и правами, удостоверенными бездокументарными ценными бумагами: учет у вверителя и управляющего

В практической деятельности организаций в последнее время все чаще возникают ситуации, когда для управления имуществом привлекается стороннее лицо. Такие отношения оформляются договором доверительного управления имуществом, объектами которого могут быть ценные бумаги и права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами.

Объекты

В соответствии с п. 1 ст. 896 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) объектом доверительного управления могут быть в том числе:

ценные бумаги. Ценной бумагой являются документ либо совокупность определенных записей, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные и неимущественные права. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст. 143 ГК);

права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами. К числу таких прав можно отнести, например, права по акциям, биржевым облигациям (ст. 146 ГК, ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»).

Не могут быть самостоятельным предметом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 896 ГК).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ.
кандидат экономических наук


Документы валютного контроля: всегда ли банк должен требовать?


При проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Не во всех, однако, случаях…

В соответствии с п. 3 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, валютные операции проводятся резидентами и нерезидентами в рамках требований законодательства Республики Беларусь на основании заключенных ими договоров либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств.

Банк как агент валютного контроля осуществляет контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в гл. 3 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее — Инструкция № 46) (п. 6.2 Инструкции № 46).

При проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля, установленных локальными нормативными правовыми актами банка (п. 16 Инструкции № 46). Однако следует учитывать, что не во всех случаях.

Так, согласно абз. 5 ч. 1 п. 17 Инструкции № 46 при осуществлении физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, внутренних и международных банковских переводов, сторонами по которым являются физические лица (за исключением переводов по валютным операциям, проводимым на основании разрешений Национального банка), банк не требует от клиентов представления документов (сведений), предусмотренных п. 7 и 8 Инструкции № 46, по валютным операциям.

<...>

Арсений СОЛОВЬЕВ


Предоставление займов в валюте физическим лицом юридическому лицу  резиденту


Рассмотрим правомерность предоставления займов в иностранной валюте физическим лицом юридическому лицу — резиденту на территории и за пределами Республики Беларусь.

А речь пойдет о правомерности займов в иностранной валюте, которые предоставляют физические лица — участники юридических лиц по сути своему же предприятию.

Но для начала определимся с самим понятием займа. Так, согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Актами законодательства могут устанавливаться особенности предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями займов в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора.

<...>

Мария БУРНОС,
Стефания КОЗЛОВСКАЯ


Отражение безвозмездной помощи при получении запасов в коммерческих организациях


Порядок бухгалтерского учета безвозмездной помощи при безвозмездном получении запасов в коммерческих организациях определяет постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета».

Постановлением утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (далее — Инструкция № 112).

Инструкция № 112 определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о полученной от других лиц международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездной (спонсорской) помощи в коммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) (п. 1 Инструкции № 112).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Отражение дохода при покупке иностранной валюты


В 2019 г. организация получила доход при покупке иностранной валюты для внесения денежного вклада в уставный фонд нерезидента (в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Национального банка Республики Беларусь на момент покупки). Верно ли будет сумму дохода учесть по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» со знаком «минус» как не учитываемую при налогообложении прибыли, поскольку данный вид расчета не перечислен в п. 2.6 ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь?

Нет, неверно, организации следует отразить доход и учесть его при налогообложении прибыли.

При учете доходов, связанных с покупкой иностранной валюты, следует руководствоваться нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Учет оплаты дополнительных поощрительных отпусков по контракту


Каким образом в 2019 г. следует учитывать при налогообложении прибыли оплату дополнительных поощрительных отпусков по контракту, начисленную согласно п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29) работникам, участвующим в предпринимательской деятельности организации, а также обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» с сумм поощрительных отпусков по контракту?

Действительно, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в том числе предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней (п. 2.5 Декрета № 29).

Налогообложение. Налог на прибыль. Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Факторинг из договора поставки алкогольной продукции


Юридическое лицо — резидент заключило договор на факторинговое обслуживание с банком Республики Беларусь. В рамках заключенного договора резидент предоставил в банк с целью совершения финансирования под уступку денежного требования (факторинга) договор поставки алкогольной продукции. Вправе ли банк и резидент совершить финансирование под уступку денежного требования (факторинг) из договора поставки алкогольной продукции?

В соответствии со ст. 1531 Банковского кодекса Республики Беларусь по договору факторинга одна сторона (фактор) — банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (сторонам) — кредитору или кредитору и должнику вступить в денежное обязательство между кредитором и должником путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника за вознаграждение.

Согласно постановлению Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.04.2001 № 7 «Об обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга» договор факторинга представляет собой частный случай уступки требования.

В ст. 359 Гражданского кодекса Республики Беларусь закреплено, что уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит законодательству или договору.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.



Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала


1. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа №615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

2. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

4. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.