Новости

Registr.by:Мониторинг аналитики за 12 — 17 октября 2019 г.
Registr.by:Мониторинг аналитики за 12 — 17 октября 2019 г. |
Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 70
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by
Registr.by:Мониторинг аналитики за 12 — 17 октября 2019 г.

Мониторинг аналитики за 12 — 17 октября 2019 г.


Новое в выплате командировочных расходов


С 7 сентября текущего года вступили в силу изменения, внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 595 в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176. Все новые нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 7 сентября 2019 г. (то есть на работников, направленных в служебные командировки начиная с 7 сентября 2019 г.).

Теперь расходы на жилье без представления подтверждающих документов при командировании по стране возмещаются за количество ночей, которые работник провел в месте командировки с даты, когда он прибыл к ее месту, и по дату, когда выбыл включительно. Раньше жилье оплачивалось со дня прибытия к месту командировки и по дату выбытия. Это же правило касается и заграничных командировок. В этом пункте дополнительно прописано, что в случае, когда фактические расходы на жилье с завтраками превышают сумму, которая разрешена к возмещению, то они возмещаются на основании подтверждающих документов в размерах, не превышающих лимитов для страны пребывания, исходя из количества суток командировки.

С марта 2019 года возмещение расходов на жилье стало зависеть от населенного пункта, куда командирован работник. К примеру, в областных центрах и г. Минске сумма возмещения составляет 50 рублей, в районных центрах — 25 рублей, в остальных населенных пунктах — 20 рублей. При этом командированным не нужно представлять подтверждающие документы.

Подтверждающие документы нужны только в том случае, если сумма превышает установленные лимиты. Но сумма возмещения в таком случае не может превышать стоимость одноместного номера в гостинице проживания. Это требование касается как командировок по Республике Беларусь, так и за границу.

<...>

Ольга СЕДЫХ,
обозреватель журнала «Финансовый директор»


Ввоз топлива в баке: при каких обстоятельствах уплачивается акциз?


Освобождение от уплаты акцизов в отношении определенных подакцизных товаров, ввозимых с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК) не предусмотрено. Однако на практике возникают ситуации, с которыми ни НК, ни Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) не связывают наступление обстоятельств, порождающих обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Рассмотрим, уплачиваются ли акцизы при ввозе дизельного топлива или автомобильных бензинов в баке транспортного средства, ввозимого субъектом хозяйствования на территорию Республики Беларусь из-за пределов Евразийского экономического союза.

Согласно ст. 154 НК от акцизов освобождаются подакцизные товары, указанные в подп. 1.9 (автомобильный бензин) и 1.10 (дизельное топливо) п. 1 ст. 150 НК, ввозимые с территории государств — членов Евразийского экономического союза, заправка которыми в бак и (или) иные емкости транспортного средства произведена за пределами Республики Беларусь в объемах, предусмотренных заводом — изготовителем транспортного средства (далее — топливный бак).

Освобождение от уплаты акцизов в отношении таких подакцизных товаров, ввозимых в топливном баке транспортного средства с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в НК не предусмотрено.

Вместе с тем согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 147 НК объектами обложения акцизами признаются подакцизные товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, иные акты налогового и таможенного законодательства, международные договоры Республики Беларусь, в том числе акты, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают возникновение обязанности по уплате акцизов.

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист


Исполнение налогового обязательства и (или) уплату пеней обеспечивает плательщик


Плательщикам налогов, сборов (пошлин) предоставлена возможность обеспечить исполнение имеющегося у них неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней залогом имущества, поручительством, банковской гарантией.

С 18 мая текущего года вступило в силу постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 19 апреля 2019 г. № 20 «Об обеспечении исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней и документах, применяемых таможенными органами» (далее — постановление № 20), подготовленное на основании отдельных положений Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В частности, в соответствии с НК плательщику налогов, сборов (пошлин) предоставлена возможность обеспечить исполнение имеющегося у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней способами, определенными п. 1.41.6 п. 1 ст. 54 НК. К таким способам относятся залог имущества, поручительство, банковская гарантия.

Исходя из терминологии, используемой в НК, налоговым обязательством признается обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым или таможенным законодательством, уплатить налог, сбор (пошлину). Налоговое обязательство, возникшее на основании таможенного законодательства, прекращается его исполнением либо с возникновением обстоятельств, с которыми такое законодательство связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине). Под исполнением налогового обязательства понимается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Поэтому до уплаты налогов, сборов (пошлин) у плательщика на основании п. 3 ст. 54 НК появилось право обеспечить их уплату. Плательщик может обеспечить исполнение налогового обязательства и (или) уплату пеней одним или несколькими из способов, определенных п. 1.41.6 п. 1 ст. 54 НК, по его выбору. Такое обеспечение предоставляется на срок, указанный в договоре о залоге имущества, договоре поручительства или банковской гарантии, но не более чем на три месяца со дня предоставления плательщиком указанных способов.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства


Актуальные вопросы расчетов в иностранной валюте


Контроль банком суммы оффшорного сбора

Вопрос. Юридическое лицо — резидент (далее — резидент) представило в банк Республики Беларусь платежную инструкцию на перечисление иностранной валюты резиденту оффшорной зоны. Резидент представил платежную инструкцию на перечисление оффшорного сбора, однако в размере меньшем, чем требуется законодательством Республики Беларусь.

Должен ли банк контролировать сумму оффшорного сбора? Каковы действия банка?

Ответ. В соответствии со ст. 266 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) ставка оффшорного сбора устанавливается в размере 15%.

Согласно ст. 267 НК банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь оффшорного сбора.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в письме от 22 июня 2010 г. № 4-2-24/11596 разъяснило, что банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь оффшорного сбора. Таким образом, применение плательщиком при уплате оффшорного сбора курса иностранной валюты ниже курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату перечисления денежных средств, не является уплатой оффшорного сбора в требуемой сумме. Перечисление денежных средств должно производиться после уплаты оффшорного сбора в соответствии с законодательством Республики Беларусь (в частности, в сумме, требуемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Таможенный досмотр: в присутствии и без


По общему правилу таможенный досмотр товаров может проводиться таможенным органом как в присутствии, так и в отсутствие заинтересованных лиц. Однако на практике у участников ВЭД зачастую возникают затруднения в данном вопросе, поскольку нормы таможенного законодательства не столь однозначны.

Рассмотрим ситуацию: организация ввезла товары на территорию Республики Беларусь из-за пределов Евразийского экономического союза и поместила их на временное хранение. Таможенный орган сообщил о намерении провести таможенный досмотр данных товаров.

У организации возникают вопросы: может ли таможенный орган провести таможенный досмотр без присутствия представителей владельца товаров? Кто будет нести расходы на него? И как узнать об его результатах?

Согласно п. 3 ст. 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.

Таким образом, при желании со стороны владельца товаров он вправе присутствовать при досмотре и будет иметь время, чтобы прибыть на его проведение. Подобное право предусмотрено и п. 4 ст. 328 ТК ЕАЭС, где говорится, что декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра.

В то же время таможенный орган может и потребовать присутствия лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, при проведении таможенного досмотра согласно п. 5 ст. 328 ТК ЕАЭС, и при этом они будут обязаны оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие.

<...>

Марина РОМАНОВА,
кандидат юридических наук, советник департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии


Предоставление и получение займов: от нерезидента нерезиденту


Договор займа является одним из наиболее распространенных видов договоров в предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Более того, можно констатировать, что заемные отношения являются основополагающим звеном нормального имущественного оборота. Однако, несмотря на распространенность данного вида договоров в гражданских правоотношениях, до сих пор у субъектов хозяйствования возникают определенные вопросы на этапе заключения и исполнения договоров займа, особенно таких, предметом которых выступает иностранная валюта (валютные аспекты договора займа и банковского кредита проявляются в тех случаях, когда соответствующая сделка начинает приобретать черты валютной операции).

Согласно п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор займа представляет собой сделку, по которой одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Кроме того, соответствующим договором может быть предусмотрено использование заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем).

Договор займа — реальный, односторонний, возмездный. Взаимоотношения между заемщиком и заимодавцем регулируются ст. 760770 ГК.

В гражданском праве договор займа традиционно является классической разновидностью одностороннего реального договора, который вступает в силу лишь с момента передачи денег (или вещей) заимодавцем заемщику, когда и возникают соответствующие обязательства. Это вытекает из п. 2 ст. 760 ГК, согласно которому лишь с указанного момента договор займа считается заключенным.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:

"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.