Новости

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 марта 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 марта 2020 г. |

Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 226
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by

Мониторинг аналитики за 21 — 27 марта 2020 г.

Приобретение антисептика для работников


Вопрос. Рассмотрим следующую ситуацию.

Организация приобрела антисептическое и дезинфицирующее средство (далее — антисептик) для использования работниками в целях дезинфекции в виду пандемии короновируса.

На какой счет бухгалтерского учета следует отнести понесенные организацией расходы? Учитываются ли они при налогообложении прибыли? Облагаются ли налогом на добавленную стоимость, подоходным налогом, страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах?

Общие положения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем проведения, в том числе государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно-противоэпидемических мероприятий (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») (далее — Закон № 340-З).

Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:

— благоприятную среду обитания;

— предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью (ст. 27 Закона № 340-З).

<...>


Что важно знать о форс-мажоре


Белорусская торгово-промышленная палата свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) только в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями). При этом если договор заключен между белорусскими субъектами, то в нем должна содержаться оговорка о праве БелТПП свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы.

Коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров.

К ограничительным мерам могут быть отнесены решения государственных и местных органов управления, постановления правительств, в том числе направленные на ограничение поставок, свободное перемещение товаров и рабочей силы или закрытие границ.

В случае, если ограничительные меры были приняты на территории иностранных государств, то документами, подтверждающими наличие обстоятельств непреодолимой силы, также будут являться выданные уполномоченными в этих государствах организациями сертификаты о форс-мажорах. Например, если ограничительные меры были приняты на территории Китая или России, то документами, подтверждающими обстоятельства непреодолимой силы, будут являться соответственно сертификаты Китайского Совета по содействию международной торговле или Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

<...>

Материал опубликован на сайте Белорусской торгово-промышленной палаты
www.cci.by
Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Временный перевод на другую работу к другому нанимателю в связи с простоем


Согласно п. 3 ч. 1-й ст. 321 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) наниматель имеет право временно перевести работника на другую работу, в том числе в другую местность, а также к другому нанимателю в случае простоя.

Рассмотрим порядок перевода по данному основанию к другому нанимателю с примерами необходимых документов.

Понятие простоя

Простоем признается временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электрической энергии и другое). При этом общая продолжительность простоев не может превышать суммарно шести месяцев в течение календарного года (ч. 1-я ст. 34 ТК). Также под простоем понимается приостановка работы на рабочем месте, участке, в цехе, в организации в связи с отсутствием сырья, материалов, инструментов, электрической и тепловой энергии, поломкой оборудования, возникшими как по вине работника, так и без его вины (ч. 2-я п. 8 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 июля 2005 г. № 86).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу


В последние годы наметилась устойчивая тенденция постоянного увеличения количества сотрудников, выполняющих работу по заданию нанимателя удаленно. Такая тенденция является общемировой и особенно актуальна для развитых и активно развивающихся экономик. Удаленная работа является одной из разновидностей гибких форм занятости. Работник выполняет порученную ему нанимателем работу на дому или в ином удобном для него месте.

Постоянное развитие технологий во всех сферах экономической деятельности позволяет применять дистанционный труд работников во многих сферах бизнеса. Применение, если это возможно, дистанционного труда имеет ряд преимуществ как для работников, так и для нанимателей.

До 28 января 2020 г. отношения между нанимателем и работником в сфере дистанционной работы регулировались главой 25 Трудового кодекса Республики Беларусь, которой были установлены особенности регулирования труда работников-надомников. Однако уже само понятие «работник-надомник» в отношении сотрудника, выполняющего работу удаленно, морально устарело.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Оформляем документацию о приеме на работу


Прием на работу на время выполнения определенной работы

Правовая норма п. 1 ч. 3-й ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусматривает заключение срочного трудового договора, за исключением контракта, в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения на время выполнения определенной работы, когда время завершения работы не может быть определено точно. В указанном договоре окончание работы определяется не какой-либо заранее точно установленной датой, а фактом наступления конкретного события (завершение работы, подтверждаемое актом приемки ее результатов, и т.п.).

Прием на работу на время выполнения обязанностей отсутствующего работника

Правовая норма п. 2 ч. 3-й ст. 17 ТК предусматривает заключение срочного трудового договора, за исключением контракта, на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего). В том случае, если временно отсутствующий работник возвращается раньше предполагаемого срока (например, женщина прерывает отпуск по беременности и родам), то возвращающийся работник имеет преимущество перед работающим на время его отсутствия. В этом случае сотрудник, который выполняет обязанности временно отсутствующего работника, может быть уволен в соответствии с п. 2 ч. 2-й ст. 35 ТК (в связи с истечением срока действия срочного трудового договора) до окончания ранее планировавшегося периода.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Налог на доходы от оказания услуг по рекламе, управлению, страхованию


Как известно, налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций, то есть те, кто начисляет и выплачивает доход иностранной организации (подп. 3.1, 3.2, 3.4 п. 3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).

При начислении либо выплате доходов (см. ниже) иностранной организации налоговой базой является общая сумма дохода (подп. 1.3 п. 1 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 15% (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).

Доходы от оказания управленческих услуг (подп. 1.12.5 п. 1 ст. 189 НК). В соответствии с подп. 2.29 п. 2 ст. 13 НК управленческие услуги — это услуги по управлению организацией (или ее подразделениями, или направлениями деятельности этой организации), осуществлению организационно-распорядительных, контрольных функций в отношении производства, технологического и (или) иного процессов, рисков, имущества, закупок, сбыта.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов


Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» (далее — постановление № 59):

внесены дополнения и изменения в национальные правила аудиторской деятельности «Внутренняя оценка качества работы аудиторов», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 г. № 8 (далее — НПАД № 8);

утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — Инструкция № 59).

Общие вопросы

Согласно абз. 9-му ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» оценка качества работы аудитора, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации система мер, методик и процедур по анализу соблюдения аудитором, аудитором — индивидуальным предпринимателем, аудиторской организацией правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее — международные стандарты аудиторской деятельности), Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров, основных принципов аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного в установленной форме аудиторского мнения.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент


Обеспечение обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при процедуре таможенного транзита


Одновременно с Таможенным кодексом ЕАЭС в 2018 году вступило в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита», и с тех пор решение некоторых вопросов применения таможенной процедуры таможенного транзита относится к компетенции Евразийской экономической комиссии.

Рассмотрим нюансы по исполнению и обеспечению платежей.

Предыстория

Новые порядки ввели определенные упрощения, например возможность направления заявлений о необходимости совершения вышеуказанных операций в таможенный орган (для продления срока транзита, замены тягача и т.д.) любым удобным для перевозчика способом (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме, на бумажном носителе или электронной копии). При этом в ряде случаев прибытие перевозчика в таможенный орган не требуется.

Решением от 13 декабря 2017 г. № 170 установлены единые сроки, в течение которых таможенные органы обязаны зарегистрировать обращение (заявление, уведомление), а также совершить действия, направленные на выдачу разрешения (отказа в выдаче разрешения), на совершение грузовых операций с товарами, перемещаемыми по таможенной процедуре таможенного транзита.

<...>

Илья Берг


Отличие индексации присужденных денежных сумм от процентов за пользование чужими денежными средствами


Индексация присужденных денежных сумм может применяться в случаях, когда судебное решение уже принято, вступило в силу, но по каким-либо причинам не исполняется должником или исполнено им только спустя длительное время. Индексация предоставляет возможность взыскать сумму, на которую уменьшилась покупательная способность денежных средств, присужденных ранее.

Однако не всегда правильно учитывается тот факт, что правовая природа индексации отличается от процентов за пользование чужими денежными средствами и разница между указанными способами защиты прав существенна.

В силу ст. 3182 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения. Заявление об индексации присужденных денежных сумм рассматривается в судебном заседании с извещением юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Неявка этих лиц в судебное заседание не препятствует разрешению вопроса об индексации присужденных денежных сумм.

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист


Регулирование деятельности риэлтеров, адвокатов, а также лиц, оказывающих юридические услуги: есть изменения


Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 февраля 2020 г. № 34 (далее — постановление № 34) внесены изменения в ряд постановлений этого министерства, касающихся регулирования деятельности риэлтеров, адвокатов, а также лиц, оказывающих юридические услуги.

Так, изменения коснулись постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 42 «О некоторых мерах по совершенствованию риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (далее — постановление № 42). В частности, из названия этого документа исключено слово «некоторых». Согласно новой редакции п. 2 Положения о руководителе риэлтерской организации, утвержденного постановлением № 42, предусмотренные данным Положением требования к лицам, назначаемым на должность руководителя риэлтерской организации, их организационные функции и ответственность распространяются также на лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя риэлтерской организации.

Незначительные корректировки внесены также в Инструкцию о порядке выдачи и использования идентификационной пластиковой карточки, утвержденную постановлением № 42.

Изменения внесены и в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 105 «О некоторых вопросах осуществления адвокатской деятельности и оказания юридических услуг» (далее — постановление № 105). В частности, название этого документа теперь будет звучать как «Об осуществлении адвокатской деятельности и оказании юридических услуг».

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Новое в порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы


Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 119 (далее — постановление № 119) утверждено новое Положение о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы (далее — Положение). Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 1, которым было утверждено ранее действовавшее Положение о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, признано утратившим силу.

Положением устанавливаются порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, за исключением экспертизы деятельности субъекта хозяйствования по производству пищевой продукции и объектов, а также порядок и условия приостановления, возобновления, прекращения действия санитарно-гигиенического заключения. Новое Положение привносит ряд новшеств в порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Изменения в порядке возмещения арендаторами расходов и затрат арендодателя


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2020 г. № 88 (далее — постановление № 88) внесены изменения в Положение о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, утвержденное постановлением Правительства Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 433 (далее — Положение).

Напомним, что изначально Положение утверждено во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», который регулирует порядок определения размера арендной платы при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, то есть Положение касается вопросов аренды государственного имущества. Согласно п. 1 этого документа им определяется порядок возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, понесенных арендодателем (ссудодателем) (расходы арендодателя (ссудодателя)).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Выплата бонусов. Как до 20 марта 2020 года подготовиться к новым правилам ценообразования


На заседании коллегии МАРТ 12 февраля 2020 г. одобрены Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь. Рекомендации вступают в силу с 1 марта 2020 г.

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2017 г. № 962, основывается в том числе на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.

Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:

оптимистический — достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на 80–85%, импорта —15–20%;

недостаточный — уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60%, но менее чем на 80%;

критический — уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности.

Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.

<...>

Нина ЗЕЛЬМАН


Опыт и проблемы в кадровой работе с молодыми сотрудниками


Преимущества молодых сотрудников

В настоящее время многие белорусские организации различных форм собственности ищут молодых и способных сотрудников, не претендующих на высокую заработную плату. Наниматели и кадровики данных предприятий надеются с помощью набранных молодых и перспективных работников дешево, но эффективно работать на рынке. Они при этом учитывают следующие, естественно, усредненные, преимущества молодежи:

они мобильны и динамичны, коммуникабельны, решительны и амбициозны;

легче приспосабливаются к инновациям, поэтому многие свободно владеют современными информационными технологиями, иностранными языками;

им присущ свежий взгляд, позволяющий эффективно решать нестандартные задачи;

молодые сотрудники лучше других подойдут для того, чтобы начать новый проект, так как они проявляют куда больше энтузиазма по сравнению с опытными коллегами, быстро учатся и приспосабливаются к новым условиям;

легче впитывают корпоративную культуру, стандарты и правила, существующие в конкретной организации, а значит, при условии успешного построения в ней служебной карьеры проявляют сравнительно большую лояльность к предприятию и показывают стабильную эффективность в работе.

<...>

Геннадий ЧИМАНСКИЙ,
эксперт по управлению персоналом



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

2. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

3. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

4. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.

5. «Если лошадь сдохла, с нее надо слезать»

По экономикам стран наносятся болезненные, почти смертельные, удары. У каждой страны есть своя ахиллесова пята и необходимо их знать и вовремя реагировать, принимать разумные меры. Для Беларуси падение цен на нефть и нефтепродукты, уменьшение доходов от транзита это лишь одна из многих подножек этого кризиса. Крупнейшие статьи доходов бюджета и поступления валюты в страну сейчас под ударом.

6. Нацбанк обещает экстренную помощь банкам

При расчете показателя достаточности нормативного капитала банки получили возможность применять степень кредитного риска в отношении кредитной задолженности и ценных бумаг системно значимых заемщиков в размере 100%, а в случае если задолженность обеспечена гарантиями правительства — 20% по задолженности в иностранной валюте и 0% по задолженности в белорусских рублях.