Новости

Registr.by:Мониторинг аналитики за 26 октября — 1 ноября 2019 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 26 октября — 1 ноября 2019 г. |

Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 123
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by

Мониторинг аналитики за 26 октября — 1 ноября 2019 г.


Трудовые отношения в профессиональном спорте: новое в правовом регулировании


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» внесены изменения и дополнения в главу 261 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), устанавливающую особенности регулирования труда работников, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта.

Деятельность в сфере профессионального спорта предполагает наличие серьезных физических и психологических нагрузок, как на спортсменов, так и на тренеров. Работники, осуществляющие деятельность в сфере профессионального спорта, отнесены законодателем к особой категории работников, которым установлены дополнительные права и обязанности, гарантии и компенсации, особенности обеспечения охраны труда и др.

Статья 3141 ТК определяет круг лиц, на которых распространяется действие главы 261 ТК. Такими лицами являются спортсмены и тренеры, осуществляющие деятельность в сфере профессионального спорта.

Определение термина «профессиональный спорт» приводится в Законе Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее — Закон о физической культуре и спорте). Этот нормативный правовой акт определяет правовые и организационные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, он направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также для проведения спортивных мероприятий и участия в них спортсменов (команд спортсменов).

Согласно ст. 55 Закона о физической культуре и спорте профессиональный спорт — это часть спорта, включающая предпринимательскую, трудовую и иную не запрещенную законодательством Республики Беларусь деятельность, направленную на достижение высоких спортивных результатов и связанную с получением вознаграждений (доходов) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них. Также указано, что отношения, возникающие в профессиональном спорте между юридическими и физическими лицами, регулируются в том числе ТК.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Выплата премии по итогам работы за год: сложные вопросы


Итоговое премирование работников организации за прошедший год позволяет оценить внесенный вклад и учесть в целом реализованные возможности каждого работника.

Рассмотрим виды, порядок и условия такого премирования, а также ответим на наиболее часто задаваемые вопросы.

Различие премий

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании:

•коллективного договора;

•соглашения;

•трудового договора (ч. 1-я ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).

С 28 января 2020 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» ч. 1-я ст. 63 ТК будет изложена в новой редакции: формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст. 62, 67, 69 и 70 ТК и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора. В качестве такого соглашения наиболее часто применяются Положение об оплате труда, Положение о премировании работников организации и др.

Дополнительными выплатами стимулирующего и компенсирующего характера являются все виды доплат, надбавок, премий, вознаграждений.

Одним из обязательных сведений и условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (п. 7 ч. 2-й ст. 19 ТК). Исходя из этой нормы, целевым назначением выплаты премий является поощрение работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, в том числе выполняющих установленные нормы труда (п. 1 ч. 1-й ст. 53 ТК).

Но в настоящее время существует двойное толкование такого понятия, как «премия». С одной стороны, премия является частью системы оплаты труда работников, а с другой — поощрением за труд. Для правильного применения и оформления выплаты премий необходимо произвести разграничение этих понятий.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Подготовка к проверке департамента государственной инспекции труда: рекомендации нанимателям


В большинстве случаев наниматели испытывают тревогу и опасения перед проверкой Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент ГИТ).

Предлагаем вашему вниманию рекомендации, которые помогут успешно проходить такую проверку.

Рекомендация № 1. Необходимо выяснить, подлежит ли организация проверке.

С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства Республики Беларусь и степени их возможных негативных последствий. Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки. Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

При назначении выборочной проверки Департаментом ГИТ учитывается информация, в том числе:

•представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

•полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

•полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

•полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица (ч. 2-я п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты


В соответствии с требованиями ст. 28 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 утверждена Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Целью использования средств индивидуальной защиты является защита работающего от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, а также от загрязнений и неблагоприятных температурных условий. Средства индивидуальной защиты применяются в тех случаях, когда исключение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов либо снижение уровня их воздействия на работника до установленных нормативов не может быть обеспечено конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также при выполнении работ, связанных с загрязнением.

Законом об охране труда приводится определение термина «средство индивидуальной защиты» — это средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

Все средства индивидуальной защиты можно разделить на три большие группы:

•специальная одежда;

•специальная обувь;

•другие средства индивидуальной защиты.

Пунктом 5 ч. 1-й ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), ст. 19 Закона об охране труда установлена обязанность работающих пользоваться средствами индивидуальной защиты. В свою очередь, обязанность нанимателя обеспечить средствами индивидуальной защиты работающего установлена п. 8 ч. 1-й ст. 55, п. 5 ст. 226, ст. 230 ТК, ст. 17 Закона об охране труда.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Оплата труда работников бюджетных организаций: установлены базовая ставка и тарифная сетка


Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27) Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — постановление № 138).

Как известно, Указом № 27 устанавливается, что с 1 января 2020 г. оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. При этом под базовой ставкой понимается величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Там же определено, что:

•тарифная система — это система оплаты труда, основанная на дифференциации заработной платы работников различных категорий на основании тарифной сетки и базовой ставки;

•коэффициент тарифного разряда — величина, отражающая межразрядную дифференциацию при исчислении размеров окладов работников, определяемая как отношение коэффициентов второго и последующих тарифных разрядов к коэффициенту первого тарифного разряда;

•кратный размер базовой ставки — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации рабочих при выполнении работ, не тарифицируемых тарифными разрядами.

В подпункте 16.1 п. 16 Указа № 27 содержится поручение Правительству Республики Беларусь установить до 1 марта 2019 г. и ввести с 1 января 2020 г.:

•18-разрядную тарифную сетку с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов, определив в ней межразрядную дифференциацию коэффициентов тарифных разрядов в среднем не менее 6%;

•размер базовой ставки.

Во исполнение указанной нормы постановлением № 138 для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, постановлением № 138 установлена базовая ставка в размере 180 рублей, а также утверждена тарифная сетка.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Об изменении порядка приостановления (запрета) деятельности проверяемых субъектов

В связи с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376) изменились подходы к принятию контролирующими (надзорными) органами мер, направленных на устранение нарушений законодательства Республики Беларусь, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий. В частности, изменения затронули порядок приостановления (запрета) деятельности проверяемых субъектов.

Вместо предписания — предложение

До вступления в силу Указа № 376 контролирующие (надзорные) органы были наделены полномочием по вынесению требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в случае выявления нарушений законодательства Республики Беларусь, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде. Такие требования (предписания) вступали в силу с момента их получения проверяемыми субъектами. Проверяемые субъекты, в свою очередь, должны были письменно проинформировать контролирующий (надзорный) орган об устранении нарушений в сроки, установленные в требовании (предписании).

<...>

Ирина РУЗОВА,
главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права НЦЗПИ


Авторское право и смежные права: изменения в законодательстве


Вознаграждение за частное копирование

Существенные изменения претерпели нормы Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 262-З), посвященные сбору вознаграждения за частное копирование. Норма о том, что за осуществляемое в личных целях воспроизведение аудиовизуальных произведений, а также произведений, воплощенных в фонограммах, автор или иные правообладатели, исполнители и производители фонограмм вправе получать вознаграждение компенсационного характера, выплачиваемое производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, обычно используемых для такого воспроизведения, существует в отечественном законодательстве с момента принятия самого первого закона «Об авторском праве и смежных правах». При этом несмотря на то, что в нашей стране уже несколько лет существует организация, получившая государственную аккредитацию на сбор данного вознаграждения, практическая деятельность в данной сфере не осуществляется. Во многом причиной тому являются недостатки норм действующей редакции ст. 35 Закона № 262-З — к числу таковых следует отнести недостаточно четкое определение круга субъектов, управомоченных на получение вознаграждения, а также отсутствие нормы, наделяющей Правительство Республики Беларусь или республиканский орган государственного управления правом определять перечень оборудования и материальных носителей, производители и импортеры которого обязаны выплачивать указанное вознаграждение.

Что меняется в данной сфере?

Во-первых, уточняется круг лиц, в пользу которых осуществляется сбор вознаграждения. Круг объектов авторского права и смежных прав, за воспроизведение которых в личных целях выплачивается вознаграждение, остался неизменным: аудиовизуальные произведения, произведения и исполнения, воплощенные в фонограммах, а также сами фонограммы. В качестве получателей вознаграждения названы лица, обладающие исключительными правами на такие произведения, исполнения и фонограммы, тем самым исключается возможность двоякого толкования, что наиболее актуально в отношении аудиовизуальных произведений, где субъектом, в пользу которого должно выплачиваться вознаграждение, выступают не авторы фильма, а его продюсер (киностудия).

<...>

Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук, доцент


Распределение расходов по содержанию общего имущества совместного домовладения в новой редакции ЖК


Новая редакция Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК), принятая Законом Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений», в некоторой степени по-новому регулирует вопросы распределения расходов по эксплуатации общего имущества среди участников совместного домовладения.

Рассмотрим, насколько оправданны эти новые подходы.

Что является расходами?

Еще раз напомним, что совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в нескольких одноквартирных, блокированных жилых домах, иных капитальных строениях (зданиях, сооружениях), расположенных на смежных земельных участках, или в одном многоквартирном жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), расположенных на одной придомовой территории, у двух и более собственников (участников совместного домовладения) (п. 1 ст. 146 новой редакции ЖК). Ранее мы уже говорили о том, что в Республике Беларусь доля совместного домовладения в многоквартирном жилищном фонде составляет свыше 90% — это многоэтажные жилые дома советских времен, где совместное домовладение возникло в процессе приватизации жилья, это товарищества собственников (ТС) и, вопреки всякой логике, жилищные потребительские кооперативы (ЖПК).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Об отмене лицензирования отдельных видов деятельности и других новациях в сфере лицензирования

Президент Республики Беларусь подписал Указ от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ № 326), которым в том числе внесены изменения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450. Документ упрощает некоторые процедуры и снимает ряд ограничений в лицензировании.

Определены принципы

Пунктом 1 Указа № 326 установлено, что лицензирование отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется исключительно в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования. В качестве основных в Указе № 326 названы принципы:

•определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;

•определения исчерпывающего перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;

•самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля над деятельностью лицензиатов;

•недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;

•недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, установленных законодательством, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;

•максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов;

•открытости и доступности информации о порядке лицензирования, в том числе о предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требованиях и условиях, а также о субъектах, отвечающих таким требованиям и условиям и получивших лицензии.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Соломон», старший преподаватель юридического факультета Белорусского государственного университета


Справочная информация

Калькулятор «Расчет суммы аванса на командировочные расходы» с 7 сентября 2019 г.

С 1 ноября обновлены размеры:

•бюджета прожиточного минимума;

•минимальные потребительские бюджеты;

•размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Плата за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды вырастет в 2 раза

В переводе на нормальный язык власти планируют увеличить плату за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды для производителей (поставщиков) в 2 раза — с 180 BYN за тонну пластика до 360 BYN. Сделать это собираются чтобы предприятиям стало дорого откупаться от Оператора вторичных материальных ресурсов — учреждения, которое занимается в Беларуси сбором, сортировкой и прочими операциями с ВМР, и они сами этим занялись. И таким образом страна увеличит объемы переработки пластика.

2. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

3. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

4. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

5. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.