Новости

Registr.by:Мониторинг аналитики за 28 сентября — 4 октября 2019 г.
Registr.by:Мониторинг аналитики за 28 сентября — 4 октября 2019 г. |
Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 46
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by
Registr.by:Мониторинг аналитики за 28 сентября — 4 октября 2019 г.

Мониторинг аналитики за 28 сентября — 4 октября 2019 г.

Как минимизировать налоговые платежи (часть 3)


Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым плательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве Республики Беларусь) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Бухгалтерский учет представительских расходов

Напомним, вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов были дополнительно разъяснены в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 2-2-10/01238 «О представительских расходах» и письме Министерства финансов Республики Беларусь от 25 августа 2017 г. № 15-1-17/311.

В соответствии с п. 28, 35 и 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, представительские расходы, связанные с осуществляемой организацией деятельностью, включаются в состав управленческих расходов и отражаются на счетах:

26 «Общехозяйственные затраты» — в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность;

44 «Расходы на реализацию» — в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность.

Налогообложение. Налог на добавленную стоимость. Расходы, понесенные при проведении официального приема делегации в соответствии с утвержденной сметой, являются затратами, связанными с осуществлением организацией предпринимательской деятельности. По этой причине при приобретении и направлении на предусмотренные цели товарно-материальных ценностей (подарков, сувениров, канцелярских товаров), а также работ (услуг) в рамках такого мероприятия объекта для обложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Учет операций по депозитному счету в банке


Довольно часто в практической деятельности организации возникают ситуации, когда на расчетном счете накапливаются значительные суммы свободных денежных средств. Чтобы снизить потери от их обесценения, организации осуществляют их вложения в другие финансовые активы: вложения в депозиты в банках, приобретение ценных бумаг и т.п. При этом возникают вопросы относительно правильного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и их налогообложения.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Согласно ст. 179 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) банковский вклад (депозит) — это денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства во вклад (депозит) и обязуется возвратить их вкладчику, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором (ст. 181 БК).

Согласно ст. 183 БК договор банковского вклада (депозита) заключается в письменной форме, в том числе посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания. В случае несоблюдения письменной формы договора банковского вклада (депозита) такой договор является ничтожным.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Оказание бюджетной организацией благотворительной (спонсорской) помощи физическому лицу


Сразу отметим, что бюджетная организация имеет право оказать благотворительную (спонсорскую) помощь физическому лицу за счет собственных средств.

Исходя из п. 2 и п. 3 ст. 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее — БК), бюджетные организации вправе заниматься приносящей доходы деятельностью. Полученные от такой деятельности внебюджетные средства используются согласно Положению о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641 (далее — Положение), если иное не установлено ст. 261 БК или иными законодательными актами Республики Беларусь.

Так, п. 10 и 20 Положения определено, что бюджетные организации раздельно учитывают расходы:

по выполнению функций и решению государственно значимых задач, определенных законодательством Республики Беларусь, которые должны финансироваться за счет средств бюджета;

по осуществлению приносящей доходы деятельности, которые производятся за счет внебюджетных средств согласно смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее — смета).

Из вышеизложенного следует, что использование внебюджетных средств зависит от их планирования в смете, которая составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер ГУО «Белорусский государственный экономический университет»


Типичные нарушения при оплате труда и предоставлении отпусков в бюджетных организациях


Рассмотрим типичные ошибки, которые допускаются в бюджетных организациях при оплате труда водителей автомобиля, врачей-интернов, а также ошибки, связанные с квалификационными категориями и предоставлением отпусков.

Оплата труда водителей автомобиля регулируется приложением 1 и таблицей 7 приложения 24 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета». Обратим внимание на часто встречающиеся ошибки при оплате труда водителей.

Тарификация водителей, то есть присвоение им квалификационных классов, должна осуществляться на основании требований квалификационных характеристик водителей автомобиля. Классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей.

Присвоение водителю классности осуществляется нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС) и Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34.

Вопрос присвоения (повышения) класса рассматривается квалификационной комиссией организации на основании заявления водителя по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения. Проверка теоретических знаний и практических навыков производится на основе требований, предусмотренных в квалификационных характеристиках водителей, содержащихся в выпуске 52 ЕТКС, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 147.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер Белорусского государственного экономического университета


Как не нарушить законодательство при понижении работника в должности


Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случаях сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК). Необходимо отметить, что в указанной норме разделены два понятия — сокращение численности и сокращение штата. Под сокращением штатной единицы понимается сокращение должности, то есть исключение должности из штатного расписания. В этом состоит отличие от сокращения численности сотрудников, когда должность остается, а количество штатных единиц по этой должности сокращается.

Не является нарушением, если сокращение производится только в отдельных подразделениях организации или даже отдельных работников, а в других подразделениях численность работников других специальностей увеличивается, за счет чего может возрасти общая численность работников организации.

Обратите внимание!

Если в организации увольняют одного работника по сокращению численности или штата и через какое-то непродолжительное время принимают другого, то такие действия будут являться основанием для восстановления на работе уволенного работника, так как в практической деятельности считается, что в этом случае осуществлено фиктивное сокращение.

При разрешении исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 42 ТК), суды обязаны выяснить, действительно ли произведено сокращение численности или штата работников, соблюдены ли при этом нанимателем нормы законодательства Республики Беларусь о труде, регулирующие порядок и условия расторжения трудового договора (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Особенности регулирования труда педагогических работников: новое в законодательстве


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 219-З) в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) включена новая ст. 320 «Особенности регулирования труда педагогических работников и иных работников, участвующих в аттестации обучающихся либо образовательных мероприятиях».

Нормативное регулирование труда педагогических работников

В соответствии с ч. 1-й ст. 320 ТК трудовые и связанные с ними отношения педагогических работников регулируются ТК и иными актами законодательства Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных ст. 320 ТК.

Здесь отметим в первую очередь, что основы правового регулирования в сфере образования установлены Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании). Согласно п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

Педагогическую деятельность могут осуществлять только физические лица на основании трудового или гражданско-правового договора, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

В свою очередь, квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, установлены в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Срочный трудовой договор: новые правила


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 219-З) в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) внесены значительные изменения. В том числе ст. 17 «Срок трудового договора. Срочный трудовой договор» ТК изложена в новой редакции.

Часть 1-я ст. 17 ТК в зависимости от срока действия трудового договора предусматривает два его вида:

1) трудовой договор с неопределенным сроком;

2) срочный трудовой договор.

При заключении трудового договора на неопределенный срок стороны не оговаривают срок его действия. Договором может быть определена только дата вступления его в силу. В новой редакции не изменилась ч. 1-я ст. 25 ТК, в соответствии с которой началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами, ТК.

В случае заключения трудового договора на определенный срок стороны должны предусмотреть в нем конкретный срок его действия (например, один, два, четыре года, пять лет). Трудовые договоры, заключаемые на определенный срок, именуются срочными трудовыми договорами. Срочные трудовые договоры заключаются на срок, не превышающий пяти лет.

Как в действующей редакции (ч. 7-я ст. 17 ТК), так и в новой редакции (ч. 2-я ст. 17 ТК) трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок, если в трудовом договоре не оговорен срок его действия.

Отметим некоторые особенности ст. 17 ТК в новой редакции.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:

"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

2. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

3. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.