Алгоритм изменения сроков уплаты ввозных таможенных пошлин |
При осуществлении внешнеэкономической деятельности могут наступить обстоятельства, при которых установленный законодательством срок уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо изменить. Особенности изменения срока уплаты ввозной таможенной пошлины определены ст. 58 и 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС; ЕАЭС).
Следует отметить, что ввозная таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Согласно ст. 26 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС) уплаченные (взысканные) ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств — членов ЕАЭС.
Согласно положениям ТК ЕАЭС изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется в форме отсрочки или рассрочки.
|
Отсрочка |
Рассрочка |
Понятие |
представляет собой изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин с единовременной уплатой плательщиком отсроченной суммы |
представляет собой изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин с поэтапной уплатой плательщиком рассроченной суммы |
Предоставляется |
в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин принимается таможенным органом, которым будет производиться выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления |
|
Основание |
отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления плательщика ввозных таможенных пошлин по решению таможенного органа |
|
Сумма |
плательщиком может быть подано заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) как в отношении всей суммы, подлежащей уплате, так и в отношении части этой суммы |
|
Условие |
условием предоставления отсрочки (рассрочки) является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, которое может быть предоставлено одним из способов: денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог имущества |
В решении таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин указываются срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставляется отсрочка или рассрочка, и иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров.
Отсрочка |
Рассрочка |
при выпуске товаров с предоставлением отсрочки сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставлена отсрочка, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, на который предоставлена такая отсрочка |
при принятии таможенным органом решения о предоставлении рассрочки утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, при этом каждая из сумм, определенных для поэтапной уплаты, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, установленного для такой уплаты в соответствующем периоде |
Отсрочка (рассрочка) уплаты ввозных таможенных пошлин согласно ст. 59 ТК ЕАЭС может быть предоставлена:
1. с уплатой процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку) на срок не более одного месяца со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 1 ст. 59 ТК ЕАЭС);
2. без уплаты процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку) на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС).
Если отсрочка (рассрочка) предоставлена с уплатой процентов, то они исчисляются за каждый день пользования отсрочкой (рассрочкой), начиная со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, по день прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин подлежат уплате проценты.
Проценты за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин подлежат уплате в размере 1/360 от ставки рефинансирования, устанавливаемой в соответствии с законодательством государства-члена, в котором товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и применяемой для начисления процентов. Для начисления процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин применяется ставка рефинансирования, действующая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой.
Отсрочка (рассрочка) уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов предоставляется при наличии оснований, указанных в п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС, к которым относятся:
1. Причинение плательщику ввозных таможенных пошлин ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
2. Задержка плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из республиканского бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
3. Осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство — член ЕАЭС, если законодательством этого государства — члена ЕАЭС не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин.
4. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС организациями государств-членов, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, объектов племенного животноводства (племенных сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других объектов племенного животноводства), племенной продукции (материала), продуктов, используемых для кормления животных.
5. Иные основания, которые могут быть определены Евразийской экономической комиссией.
ТК ЕАЭС установил, что наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС, при которых отсрочка (рассрочка) предоставляется без уплаты процентов, должно быть подтверждено плательщиком ввозных таможенных пошлин. ТК ЕАЭС предоставил компетенцию на уровне законодательства государств-членов определить государственные органы, уполномоченные на подтверждение наличия указанных оснований, а также порядок выдачи таких подтверждений.
В Республике Беларусь определены государственные органы, уполномоченные на выдачу подтверждения:
-
причинения плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы;
-
задержки плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов финансирования из республиканского бюджета;
-
задержки плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ.
-
республиканские органы государственного управления, в ведомственной подчиненности которых находится плательщик;
-
облисполкомы (Минский горисполком), если плательщик не находится в ведомственной подчиненности республиканских органов государственного управления.
Порядок выдачи подтверждения определен Положением о порядке выдачи подтверждения наличия отдельных оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 (далее — Положение № 406).
Частью 1 п. 2 Положения № 406 определено, что выдача подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов (далее — подтверждение) осуществляется уполномоченным органом на основании письменного заявления лица, который будет выступать плательщиком при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (далее — заявитель).
Согласно ч. 2 п. 2 Положения № 406 заявление о выдаче подтверждения (далее — заявление) должно содержать следующие сведения:
-
наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) заявителя, его место нахождения (место жительства (пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер (при наличии);
-
учетный номер плательщика заявителя (при наличии);
-
электронный адрес (при наличии), контактный телефон заявителя;
-
основание для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, которое должно быть подтверждено уполномоченным органом;
-
таможенный орган, в котором будет осуществлено декларирование товаров.
Вместе с заявлением представляются следующие документы:
-
если плательщику ввозных таможенных пошлин причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы, — документ, выданный территориальным органом по чрезвычайным ситуациям, подтверждающий факт наступления чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, или документ, выданный государственным органом, подтверждающий факт наступления в отношении заявителя иных обстоятельств непреодолимой силы;
-
если плательщику ввозных таможенных пошлин задержали финансирование из республиканского бюджета, — письмо территориального органа государственного казначейства, содержащее сведения о принятых и неисполненных заявках на уплату ввозных таможенных пошлин, налогов заявителя — получателя средств республиканского бюджета;
-
если плательщику ввозных таможенных пошлин задержали оплату за выполненный этим лицом государственный заказ, — документ государственного заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) заявителю в счет оплаты выполненного им государственного заказа (по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд).
Следует отметить, что в соответствии с п. 3 Положения № 406 уполномоченный орган вправе отказать в принятии заявления, если оно не содержит все обязательные для указания сведения. В такой ситуации заявитель может повторно обратиться с заявлением в уполномоченный орган после устранения недостатков, явившихся причиной отказа в принятии заявления.
Пункт 4 Положения № 406 устанавливает срок, в течение которого уполномоченный орган принимает решение о выдаче подтверждения или об отказе в его выдаче. Этот срок составляет 10 рабочих дней со дня подачи заявления.
Подтверждение по форме, определенной приложением к Положению № 406, оформляется в трех экземплярах на бланке уполномоченного органа с присвоением регистрационного номера. Первый экземпляр подтверждения хранится в делах органа, его выдавшего, вместе с иными документами, представленными заявителем, второй и третий экземпляры выдаются заявителю.
Необходимо отметить, что даже после получения подтверждения плательщику может быть отказано в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, за исключением случаев предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов по решению Президента Республики Беларусь (п. 5 Положения № 406).
Так, ч. 2 п. 7 приложения 1 к Указу № 490 определено, что таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о наступлении одного из следующих обстоятельств:
-
лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также процентов, пеней по ним;
-
в отношении лица, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки, возбуждено производство по делу о банкротстве;
-
лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
-
в отношении претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами.
В случае, если об указанных выше обстоятельствах таможенному органу стало известно после принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, данное решение будет аннулировано.
Лицо, подавшее заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, уведомляется о таком аннулировании в письменной форме в течение трех рабочих дней после принятия данного решения.
Принятие и аннулирование решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин производятся в порядке, установленном для изменения сроков уплаты налогов, взимание которых осуществляется таможенными органами.
<...>