Анализ новых норм Налогового кодекса «по мотивам» Указа № 488 |
Количество просмотров 483
Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Автор Указ №488, Указ №488, Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, лжепредпринимательство лжепредпринимательство
Анализ новых норм Налогового кодекса «по мотивам» Указа № 488

Анонсированное Правительством прекращение действия с 1 января 2019 г. скандально известного «лжепредпринимательского» Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 (далее — Указ № 488) дало надежду бизнес-сообществу на прекращение экономических репрессий, когда добросовестные компании вынуждены были доказывать свою невиновность вместо того чтобы контролирующие органы юридически подтверждали претензии к субъектам хозяйствования.

Напомним, что ранее Правительство было не готово отказаться от Указа № 488 — его собирались лишь подкорректировать.

Рабочей группой, в которой участвовали представители исполнительной и судебной власти, органов госконтроля и делового сообщества, был подготовлен проект изменений в Указ № 488, которыми в него закладывался принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, означающий что пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, плательщик будет считаться добросовестным.

Какие изменения вошли в проект:

1. Первичные учетные документы могут быть признаны не имеющими юридической силы лишь по операциям, оформленным после включения контрагента в реестр субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (реестр) и только с такими субъектами. Исключение — признание сделки недействительной по решению суда.

Нововведение представляется крайне взвешенным.

При этом возможность доначисления налогов в отношении недобросовестных лиц сохраняется.

2. Существенным является и ограничение срока, за который первичные учетные документы могут быть признаны не соответствующими действительности. Такими могут быть лишь документы, составленные в пределах 5-летнего срока до даты включения субъекта в реестр.

Срок является пресекательным. Поэтому со вступлением в силу Указа произойдет фактическая «амнистия» по ряду первичных учетных документов.

3. Важным является и изменение процедуры оспаривания заключения в отношении находящегося в реестре субъекта. Ранее указанное заключение могли обжаловать только сами субъекты с повышенным риском совершения правонарушений. В абсолютном большинстве случаев это «заброшенные» компании с директорами-«номиналами» и без надлежащего ведения бухучета.

Правительство решило отказаться от внесения изменений в Указ № 488. Представляя новую редакцию Налогового кодекса в Палате представителей, заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко сообщил, что Указ № 488 будет отменен с 1 января 2019 г., так как его нормы, направленные на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур, вошли в Налоговый кодекс.

Кийко рассказал, что реестра лжепредпринимателей как такового уже не будет — его перестанут обновлять и актуализировать с 1 января. Он также сообщил, что вместо ведения реестра налоговые органы сосредоточатся на создании информационного ресурса, который бы давал субъектам информацию о добросовестности их контрагентов, чтобы они сами принимали решения о сотрудничестве.

Для реализации этого нововведения в п. 1.13 ст. 21 «Права плательщиков» нового Налогового кодекса (2019 год) предусмотрено, что в целях проверки благонадежности деловой репутации можно воспользоваться правом использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.

В неизменном виде в п. 1.16 ст. 22 НК (2019) «Обязанности плательщика» перекочевала из п. 1.9 Указа № 488 обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Но больше всего вопросов вызывает новый п. 4 ст. 33 Налогового кодекса (2019) «Налоговая база и налоговая ставка (ставки). Пределы определения налоговой базы и (или) суммы налога (сбора)» в котором, несомненно, нашли свое отражение императивы Указа № 488:

«4. Налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;

  • основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога (сбора);

  • отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права)».

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. О пенсиях белорусов, работающих в странах ЕАЭС

В Евразийском экономическом союзе разрабатывают соглашение о пенсионном обеспечении граждан стран, входящих в ЕЭАС (помимо Беларуси это Россия, Казахстан, Кыргызстан и Армения). Всем гражданам ЕАЭС, которые работают в любой стране ЕАЭС, хотят предоставить такие же права по формированию пенсии, какие есть у граждан этой страны. Допустим, белорус решил поработать пять лет в России. Пенсию за эти пять лет он получит на тех же условиях, что и любой гражданин России, и выплачивать ее будут из российского пенсионного фонда. Если после этого белорус решит переехать работать еще на пять лет в Казахстан, то пенсию за эти пять лет он получит от Казахстана.

2. Почему Беларусь обвинили в невыполнении антикоррупционных стандартов

Группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией 19 марта выступила с беспрецедентным публичным заявлением о несоблюдении антикоррупционных стандартов ГРЕКО Беларусью. Это связано с тем, что с 2012 года, когда ГРЕКО адресовала Беларуси 24 рекомендации и обратилась к ее властям с просьбой разрешить публикацию доклада об оценке, 20 рекомендаций так и остались невыполненными.

3. Шумченко: у ИП возникла проблема с наличными расчетами за рубежом

Глава общественной организации «Перспектива» Анатолий Шумченко решил обратиться к главе Администрации президента, в Совмин и Нацбанк: ИП столкнулись с проблемой расчетов наличными (в инвалюте) за пределами страны из-за постановления Национального банка № 612, которое было принято в декабре 2018 года.<p

4. Белстат о росте неплатежей

Просроченная задолженность по кредитам и займам организаций (без учета микроорганизаций и малых вневедомственных организаций) на 1 февраля 2019 года составила 2 млрд 915,2 млн рублей. За год она выросла на 19,4%, за январь — на 0,8%, следует из данных Белстата.

5. В Беларуси более 60% компаний нерентабельны или низкорентабельны

Такова оперативная статистика по крупным и средним предприятиям реального сектора. В начале 2019 года такой бизнес был в основном малоэффективен. Ежемесячно власти собирают финансовую статистику почти по 7 тысячам крупных и средних предприятий в реальном секторе. В числе прочих показателей замеряется и уровень рентабельности продаж.

6. Ярослав Романчук о российском "мы вас кормим"

"Очевидно, что кредиты и инвестиции России в Беларусь никак нельзя квалифицировать, как «дотации» или «субсидии». Кремль принимает решения о кредитах явно не потому, что он даёт нам займы по 0 – 2% годовых на 7- 10 лет. Опять же требовать у России удешевление кредита - это очень слабая позиция. Правительство, да сделайте вы всё необходимое, чтобы получить инвестиционный рейтинг от международных организаций, уйдите с 6-ой группы кредитного риска по ОЭСР и войдите в 1 – 3 группы – и Беларусь будет иметь вполне европейские ставки по кредитам."

7. МАиС о новом порядке выдачи разрешений на продление сроков строительства

МАиС подготовлены предложения в Совет Министров: «Они жесткие, радикальные. Предусматривается разрешение на продление сроков такого строительства не более одного раза. После того, как один раз сроки местными органами госуправления будут продлены, этот участок либо недострой должен изыматься или передаваться другому застройщику».
Актуальные новости

1. Сколько электричества получили белорусы от солнца, ветра и воды? |

Установленные мощности белорусской «зеленой» энергетики в прошлом году выросли, а драйвером выступили инвесторы в ветроэнергетику. Как подсчитали эксперты на основании кадастра выданных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды сертификатов о подтверждении происхождения энергии, общий прирост мощностей «зеленой» энергетики в 2018 году составил 36, 822 МВт электрической энергии.

2. 5 скандалов вокруг клининговой компании, которой заинтересовались белорусские следователи |

В 1994 году супруги Эдуард и Елена Апсит создали в Минске клининговую компанию, ознакомившись с опытом подобного бизнеса в Нидерландах. Спустя несколько лет они приехали развивать бизнес в Москву, и со временем их группа компаний Facilicom выросла до внушительных размеров. Среди их бизнеса есть даже «Народный доверительный банк». Фирма под названием «Чистый свет» стал одним из крупнейших клининговых операторов. Среди ее клиентов было, например, Министерство обороны России.

3. О сути проекта Указа «О создании системы прослеживаемости товаров» |

Система прослеживаемости будет создаваться на базе товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов. «Особенностью составления электронных накладных является то, что данный документ интегрирован в бизнес-среду и является одним из действующих элементов электронного взаимодействия покупателя (получателя) и продавца (поставщика).

4. Когда и как можно будет пользоваться советскими брендами в будущем |

Сложности, связанные с советскими брендами, возникли после распада СССР. Большинство предприятий перешло в частные руки, а их владельцы начали регистрировать товарные знаки в национальных патентных ведомствах стран бывшего СССР и, соответственно, получать исключительное право на их использование в рамках отдельных государств. При этом у предпринимателей появилась возможность зарегистрировать такие товарные знаки как в своей стране, так и на территории любого другого государства и впоследствии проводить работу по защите своих исключительных прав на товарные знаки.

5. КГК о нарушениях валютного контроля предприятиями Могилевской области |

Контрольно-аналитические мероприятия КГК Могилевской области в 32 организациях позволили выявить несвоевременное получение от зарубежных партнеров товаров по импортным контрактам и денег за экспортированную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на общую сумму Br200 тыс., 2,6 млн евро и 280,2 млн российских рублей.

6. Насколько российские банки готовы к отключению от SWIFT |

Reuters отмечает, что наибольшие угрозы банковскому сектору РФ представляют отключение от SWIFT и запрет на проведение валютных операций. Банк России разработал систему передачи финансовых сообщений (СПФС), которая позволит российским кредитным организациям продолжить работу в случае отключения от SWIFT. Из информации, размещенной на сайте ЦБ РФ говорится, что СПФС реализует функцию Банка России по организации оказания услуг по передаче финансовых сообщений.

7. Внутренний валютный рынок. Обзор итогов февраля 2019 года |

По сообщениям регуляторов за два месяца им пришлось погасить валютных обязательств более, чем на 1 млрд USD (в январе - 650 млн USD, в феврале - на 430 млн USD). При этом госдолг незначительно снизился (в пределах 1%), а ЗВР удалось удержать на уровне 7,1 млрд USD.  Существенных заемных источников задействовано не было. На внешние рынки не выходили, внутри у Минфина штиль (менее 15 млн USD), у Нацбанка тоже практически нулевая позиция (привлеченные ресурсы идут на погашение старых долгов). Логичен вопрос: "Откуда миллиард ?"