Анализ новых норм Налогового кодекса «по мотивам» Указа № 488 |
Анонсированное Правительством прекращение действия с 1 января 2019 г. скандально известного «лжепредпринимательского» Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 (далее — Указ № 488) дало надежду бизнес-сообществу на прекращение экономических репрессий, когда добросовестные компании вынуждены были доказывать свою невиновность вместо того чтобы контролирующие органы юридически подтверждали претензии к субъектам хозяйствования.
Напомним, что ранее Правительство было не готово отказаться от Указа № 488 — его собирались лишь подкорректировать.
Рабочей группой, в которой участвовали представители исполнительной и судебной власти, органов госконтроля и делового сообщества, был подготовлен проект изменений в Указ № 488, которыми в него закладывался принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, означающий что пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, плательщик будет считаться добросовестным.
Какие изменения вошли в проект:
1. Первичные учетные документы могут быть признаны не имеющими юридической силы лишь по операциям, оформленным после включения контрагента в реестр субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (реестр) и только с такими субъектами. Исключение — признание сделки недействительной по решению суда.
Нововведение представляется крайне взвешенным.
При этом возможность доначисления налогов в отношении недобросовестных лиц сохраняется.
2. Существенным является и ограничение срока, за который первичные учетные документы могут быть признаны не соответствующими действительности. Такими могут быть лишь документы, составленные в пределах 5-летнего срока до даты включения субъекта в реестр.
Срок является пресекательным. Поэтому со вступлением в силу Указа произойдет фактическая «амнистия» по ряду первичных учетных документов.
3. Важным является и изменение процедуры оспаривания заключения в отношении находящегося в реестре субъекта. Ранее указанное заключение могли обжаловать только сами субъекты с повышенным риском совершения правонарушений. В абсолютном большинстве случаев это «заброшенные» компании с директорами-«номиналами» и без надлежащего ведения бухучета.
Правительство решило отказаться от внесения изменений в Указ № 488. Представляя новую редакцию Налогового кодекса в Палате представителей, заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко сообщил, что Указ № 488 будет отменен с 1 января 2019 г., так как его нормы, направленные на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур, вошли в Налоговый кодекс.
Кийко рассказал, что реестра лжепредпринимателей как такового уже не будет — его перестанут обновлять и актуализировать с 1 января. Он также сообщил, что вместо ведения реестра налоговые органы сосредоточатся на создании информационного ресурса, который бы давал субъектам информацию о добросовестности их контрагентов, чтобы они сами принимали решения о сотрудничестве.
Для реализации этого нововведения в п. 1.13 ст. 21 «Права плательщиков» нового Налогового кодекса (2019 год) предусмотрено, что в целях проверки благонадежности деловой репутации можно воспользоваться правом использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.
В неизменном виде в п. 1.16 ст. 22 НК (2019) «Обязанности плательщика» перекочевала из п. 1.9 Указа № 488 обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Но больше всего вопросов вызывает новый п. 4 ст. 33 Налогового кодекса (2019) «Налоговая база и налоговая ставка (ставки). Пределы определения налоговой базы и (или) суммы налога (сбора)» в котором, несомненно, нашли свое отражение императивы Указа № 488:
«4. Налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
-
установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;
-
основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога (сбора);
-
отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права)».
Продолжение читайте в статье.
<...>