О списании остаточной стоимости и расходов выбытия имущества в соответствии с Указом Президента от 30.09.2025 № 344 |
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2025 № 344 «О выбытии имущества» юридическим лицам, кроме бюджетных организаций и банков, предоставлено право списывать остаточную стоимость и расходы выбытия имущества, находящегося в госсобственности, при его реализации, безвозмездной передаче и списании за счет добавочного капитала в пределах его остатка, а сверх этого остатка — за счет чистой прибыли.
В установленном порядке могут производиться выбытие, прием следующего имущества (долей в праве собственности на него), планируемого к безвозмездной передаче, реализации либо списанию, учитываемого в составе основных средств и вложений в долгосрочные активы:
· находящегося в госсобственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными юрлицами;
· находящегося в госсобственности и переданного в безвозмездное пользование хозобществам, созданным в соответствии с законодательством о приватизации, их правопреемникам, республиканским государственно-общественным объединениям;
· принадлежащего хозобществам, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;
· принадлежащего хозобществам — дочерним компаниям холдинга с участием государства, акции (доли в уставных фондах) которых ранее принадлежали государству;
· находящегося в собственности организаций потребительской кооперации, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за созданными ими юрлицами;
· принадлежащего юрлицам, передаваемого в госсобственность.
Установлено, что в целях оптимизации активов юрлица вправе при выбытии указанного имущества относить за счет добавочного капитала, образовавшегося в результате переоценки такого имущества, в пределах его остатка и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме:
· при безвозмездной передаче — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его передачей, превышающую сумму доходов, признаваемых на дату безвозмездной передачи имущества в сумме относящихся к этому имуществу доходов будущих периодов (при их наличии);
· при реализации — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его реализацией, превышающую сумму доходов от его реализации (без учета НДС) и сумму доходов, признаваемых на дату реализации имущества в сумме относящихся к этому имуществу доходов будущих периодов (при их наличии);
· при списании — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его списанием, превышающую стоимость полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии) и сумму доходов, признаваемых на дату списания имущества в сумме относящихся к этому имуществу доходов будущих периодов (при их наличии).
При этом операции по выбытию имущества, при которых остаточная стоимость (стоимость) и расходы отражены в бухгалтерском учете в указанном порядке, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Указ вступил в силу с 02.10.2025 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2025.
Минфин подготовил новый порядок расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг
6 октября завершилось общественное обсуждение проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 13». По информации Министерства финансов, постановление вступит в силу через три месяца после его официального опубликования.
Проект направлен на улучшение механизма определения рыночной цены, в связи с чем изменен порядок расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг. Новый порядок учитывает конъюнктуру рынка ценных бумаг и в большей степени отражает рыночные реалии. Расчет будет основываться на количестве:
· сделок, их общей сумме;
· ценных бумаг, с которыми заключены сделки;
· лиц, за счет или в интересах которых совершались сделки.
Также расчет будет ограничиваться не только временными параметрами (60 торговыми днями), но и числом торговых дней, в которые количество сделок и число ценных бумаг, с которыми заключены сделки, начинают соответствовать установленным критериям. Проектом устанавливаются два альтернативных критерия для расчета рыночной цены: сумма сделок достигает значения не менее 250 базовых величин и (или) количество ценных бумаг, с которыми заключены сделки, — не менее 1 % от общего количества ценных бумаг конкретного выпуска.
<...>



