Бюджетирование в торговых организациях: с чем сталкиваются специалисты на практике
Бюджетирование в торговых организациях: с чем сталкиваются специалисты на практике |
Автор Евгения Горбунова Евгения Горбунова
Номер № 10/2019
Количество просмотров 26
Автор торговля, торговля, бюджетирование, бюджетирование, продажи продажи
Бюджетирование в торговых организациях: с чем сталкиваются специалисты на практике

Для торговых предприятий основной проблемой является отсутствие четкой структуры процесса бюджетирования. Этой работой занимаются и отделы продаж, и бухгалтерия, и директора, а в более крупных компаниях — экономисты. Важно понимать, что правильнее бюджеты должны составляться на всех уровнях, и бюджет каждого последующего уровня должен основываться на бюджете предыдущего уровня, то есть вся система бюджетирования должна представлять собой своеобразную «матрешку» бюджетов.

Кроме того, специалисты экономической службы воспринимают бюджетирование как бюджет доходов и расходов. Это связано с наиболее важной задачей для руководства — отследить движение денежных потоков. В результате из поля видения уходит структура капитала, активы, пассивы и, соответственно, их состояние на начало и на конец планируемого периода, что подводит руководство при принятии оперативных управленческих решений.

В результате бюджетирование в торговых организациях применяется только для того, чтобы контролировать отдельные показатели (дефицит, профицит), а также для контроля уровня затрат. Это в свою очередь лишает руководителей возможности эффективно управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации, а также надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений деятельности предприятия.

Поэтому в процессе бюджетирования в торговых организациях следует поставить ряд задач:

  • сформулировать главные финансовые и нефинансовые цели;

  • выявить, с помощью каких показателей можно контролировать достижение этих целей;

  • определить задачи, которые могут быть решены путем бюджетирования.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: генеральные и частные; гибкие и статистические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, то есть бюджет все время проецируется на год вперед).

Генеральный бюджет торговой организации состоит из операционного и финансового бюджетов (рисунок). Как видно из представленной на рисунке (см. в конце статьи) схемы, оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Разработка операционного бюджета начинается с определения плана продаж, то есть с формирования бюджета реализации. Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета.

Следует отметить, что объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Разработка бюджета продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределенности, среди которых: деятельность конкурентов; общее положение на национальном и мировом рынке; стабильность поставщиков и покупателей; результативность рекламы и средств содействия; циклические, сезонные и другие случайные колебания; политика ценообразования; рентабельность продукта.

Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:

...

Подробнее читайте в статье.



<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.