Финансовая оптимизация: подтверждаем страну происхождения товара для того, чтобы не уплачивать специальные и антидемпинговые пошлины |
Количество просмотров 193
Автор Александр МИХАЙЛОВ, юрист Александр МИХАЙЛОВ, юрист
Автор таможенные пошлины, таможенные пошлины, НДС, НДС, импорт, импорт, ЕАЭС ЕАЭС
Финансовая оптимизация: подтверждаем страну происхождения товара для того, чтобы не уплачивать специальные и антидемпинговые пошлины

С  12 января 2019 г. вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49, которым утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее — Правила). Эти Правила применяются в том числе для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию для целей применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры).

Теперь предусмотрено, что при ввозе, например, из Италии товара, который происходит из Италии, в случае неподтверждения его страны происхождения в отношении данного товара нужно будет уплачивать антидемпинговую пошлину. И это обязательно, даже несмотря на то что соответствующим решением Совета ЕЭК антидемпинговые пошлины установлены в отношении аналогичных товаров, происходящих, например, из Китая.

Подчеркнем: неподтверждение страны происхождения товаров в таких случаях будет приводить к дополнительным финансовым затратам.

Критерии определения происхождения товаров

В соответствии с п. 3 Правил товар признается происходящим из конкретной страны, если он полностью получен или произведен в такой стране или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Согласно п. 4 Правил полностью полученными или произведенными в стране признаются полезные ископаемые, минеральные продукты и иные природные ресурсы, добытые из недр страны, на ее территории, в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна либо из атмосферного воздуха на территории такой страны, продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране, живые животные, родившиеся и выращенные (выросшие) в стране, отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке или потребления в стране и пригодные только для утилизации и (или) переработки в сырье, продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических аппаратах, зарегистрированных в стране (в том числе арендованных ею) и т.д.

Если же при производстве товара используются иностранные материалы, такой товар считается происходящим из соответствующей страны при выполнении одного из следующих условий (п. 6 Правил):

1) в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее — ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с ГС.

Например, в стране А при производстве товара «мебель» (код товара 9401) используется иностранный материал «деревянные доски» (из страны Б) (код товара 4407).

В результате производства классификационный код иностранного товара (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и,следовательно, страной происхождения товара будет являться страна А;

2) стоимость иностранных материалов не превышает 50% стоимости произведенного товара на условиях EXW.

Например, в стране А при производстве товара «мебель» используется иностранный материал «деревянные доски» (из страны Б).

Стоимость товара «мебель» на условиях EXW составляет 100 USD. При этом подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готового товара составляет 45 USD. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен, и страной происхождения товара будет страна А.

Для товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка (например, антидемпинговая пошлина установлена в отношении уголков стальных из Украины, а ввозится уголок стальной из Польши. Следовательно, уголок стальной, ввозимый из Польши, будет аналогичным товаром), дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить страну происхождения товаров в подавляющем большинстве случаев (п. 14 Правил):

1) если при производстве товара использовались материалы, происходящие только из одной страны, отличной от страны, в которой осуществлялось производство товара, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходят все используемые материалы.

Например, в стране А при производстве товара «бананы сушеные» (код товара 0803, стои- мостью 100 USD) используется иностранный материал «бананы свежие» (код товара 0803, стоимостью 80 USD) (из страны Б).

Критерии достаточной переработки в данном случае не выполняются, следовательно, произведенный товар «бананы сушеные» сохранит свое происхождение из страны Б;

2) если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях EXW.

Например, в стране А при производстве товара «смесь сухофруктов» (код товара 0813, стоимостью 100 USD) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код товара 0813, стоимостью 60 USD) (из страны Б) и «сушеный чернослив» (код товара 0813, стои- мостью 30 USD) (из страны В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 USD.

Критерии достаточной переработки в данном случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенного товара «смесь сухофруктов» будет определено по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, то есть страна Б.

В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считается неизвестным.

В соответствии с п. 6 ст. 314 ТК ЕАЭС, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно:

1) ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС;

2) специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования;

3) в отношении товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров.

Подтверждение происхождения товаров

В соответствии с п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товара происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

СПРАВОЧНО

Пунктом 20 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС установлено, что меры защиты внутреннего рынка — это специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза. В свою очередь, п. 2 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение 8 к Договору) определено, что антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером.

Согласно п. 20 Правил происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара:

  • декларацией о происхождении товара;

  • сертификатом о происхождении товара.

При этом Правила определяют некоторые требования к сертификату о происхождении товара. Этот документ должен быть оформлен в печатном виде на английском, французском или русском языке. Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и дополнений не допускается. Также он должен содержать следующую информацию:

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Заметим, что указанные сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. При этом допускается указание и дополнительной информации.

Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с подтверждением происхождения товаров.

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Актуальные проблемы лизинговой отрасли: мнение регулятора

В Беларуси в 2019 г ожидается снижение динамики потребительского лизинга а также возможно повышение требований к компаниям-лизингодателям. Об этом на мероприятии по подведению итогов работы лизинговой отрасли в 2018 г сообщил начальник управления методологии небанковских операций Главного управления регулирования некредитных финансовых организаций Нацбанка Беларуси Александр Дедков

2. Новации Указа № 148 «О цифровых банковских технологиях»

Документ предусматривает расширение сферы применения Межбанковской системы идентификации (МСИ) для увеличения доступности банковских и финансовых услуг. Эта система функционирует в Беларуси с 1 октября 2016 года и позволяет клиентам, единожды пройдя процедуру идентификации в одном из банков, обслуживаться в других. В качестве технологической базы выступает Единое расчетное информационное пространство (ЕРИП).

3. Как белорусы теряют молочный рынок России

На V-м Экспортном форуме «Беларусь молочная» в Минске начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов  рассказал о тревожных прогнозах для главной экспортной отрасли Беларуси в текущем году. Как подсчитало «Завтра твоей страны» на основании данных Национального статистического комитета  Беларуси, доля России в экспортных поставках молочных продуктов  с 2015 по 2018 годы сократилась с 96,6% до 77,9%.

4. ВШЭ: России грозит дефицит валюты и доллар по 70

Во второй половине года на российском внутреннем рынке может возникнуть дефицит валюты, который приведет к заметному ослаблению рубля - до 68-70 рублей за доллар. К такому выводу пришли эксперты «Центра развития» Высшей экономики, проанализировав статистику и прогнозы ЦБ по платежному балансу.

5. Штиль на валютных рынках поставил в тупик крупнейший банк Великобритании

Отсутствие динамики на рынках привело к тому, что вмененная трехмесячная волатильность валют G-7 оказалась на два стандартных отклонения ниже своего долгосрочного среднего значения, свидетельствует рассчитываемый JPMorgan индекс. Отсутствие колебаний сбивает с толку трейдеров, играющих на выраженной динамике валютных пар, и заставила влиятельных инвесторов сделать ставки на дальнейшее спокойствие ради генерации прибыли в условиях низкой волатильности.

6. Состояние 200 богатейших россиян превысило золотовалютные резервы России

По данным Forbes, на конец 2018 года совокупное состояние 200 богатейших россиян достигло 496 млрд долларов. За год владельцы ключевых активов российской экономики стали богаче на 11 млрд долларов, или 704 млрд рубле по текущему курсу. Их суммарный капитал - 31,7 триллиона рублей - превысил золотовалютные резервы центробанка (489,1 млрд долларов) и оказался больше, чем денежные накопления всего российского населения в банках (28,186 трлн рублей, по данным ЦБ на 1 марта).

7. Россияне создали единую торговую платформу ЕАЭС для развития трансграничной торговли

При всех достижениях в создании единого цифрового торгового пространства существуют объективные обстоятельства, которые замедляют данный процесс, а именно: невозможность участия отечественных компаний в международных тендерах в связи с тем, что Россия пока не присоединилась к соглашению по госзаказу (Government Procurement Agreement), существующему в рамках организации ВТО (WTO). Осложняющими факторами также являются низкая информированность поставщиков о потребностях зарубежных заказчиков и недостаточная осведомленность о требованиях, предъявляемых к поставщикам.
Актуальные новости

1. Около 30 тыс. BYN похитил хакер со счета минской организации |

Оперативники выяснили, что злоумышленник использовал вредонос RTM (Redaman), рассылал его на электронные почтовые ящики. "Неизвестный после получения несанкционированного доступа к компьютеру совершил три денежных перевода. Счет, на который переводились деньги, был открыт на гражданина иностранного государства. Злоумышленник получил доступ к счету банка через USB-ключ, который был оставлен в компьютере. После окончания рабочего дня главный бухгалтер не извлек носитель, что и позволило удаленно получить доступ к системе и совершить незаконные переводы". Установлено более 90 субъектов хозяйствования, куда рассылались файлы с вредоносной программой для удаленного управления.

2. Минфин Беларуси о регистрации выпусков облигаций ООО «Лада ОМС Энерго» |

«В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, раскрывает информацию … о фактах неисполнения обязательств по эмиссионным ценным бумагам».

3. Анализ структуры государственного долга Республики Беларусь |

Анализ структуры государственного долга Республики Беларусь на конец 2018 года. Все государственные займы по срокам заимствования относятся к категории долгосрочных. Почти 70% от их количества не являются публичными, а осуществлены в форме двухсторонних кредитов.

4. Кризис "косит" средний класс в России |

В условиях кризиса и падения реальных доходов населения все меньше россиян считают себя средним классом, показало исследование "Сбербанк CIB". Доля граждан, которые относят себя к среднему классу, рухнула с 60% в 2014 году до 47% в 2018 году, свидетельствуют итоги ежеквартального опроса "Потребительский индекс Иванова" (условный Иванов рассматривается как типичный представитель этого класса). Одновременно на столько же (с 35 до 48%) выросла доля считающих, что их доходы ниже среднего уровня.

5. Доллар готовится к большому движению |

Валютные трейдеры должны готовиться к большому движению доллара, если судить по прошлым периодам низкой волатильности. За последние 25 лет было зафиксировано три "дна" индикатора JPMorgan Global FX Volatility. Согласно данным, проанализированным Блумберг, каждый раз индекс доллара США в течение последующих шести месяцев показывал динамику примерно в 10 процентов. Сейчас индикатор волатильности находится на самом низком уровне за последние пять лет.

6. Более 70% российских банков не могут противостоять кибератакам |

Более 70% банков, в том числе крупнейшие, не способны отражать кибератаки. И это реальная проблема. "Иногда виноваты мы сами. Последняя статистика: 251 млн руб. было похищено с помощью web-фишинга, 48% всех атак, которые совершаются, были направлены на получение персональных, больших данных, любых других данных, которые мы с вами оставляем в интернете", - считает глава РОЦИТ.

7. О новых экономических санкциях России против Украины |

Устанавливается запрет на экcпорт в Украину российской нефти и нефтепродуктов. Медведев также сообщил о расширении запрета на ввоз некоторых украинских товаров:  "Мы расширяем запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров, эта мера коснется украинской продукции машиностроения, легкой промышленности, металлообработки, стоимость которой за прошлый год составила почти 250 млн USD".