Финансовые и правовые аспекты работы со вторичными материальными ресурсами на примере макулатуры |
Имидж организации зависит от того, насколько бережно она относится к экологии и соблюдает права человека, в том числе в защите окружающей среды. В мировой практике составления финансовой отчетности раздел экологии носит обязательный характер. Для белорусских организаций указанная нефинансовая отчетность обязательна при получении финансирования от международных организаций и иностранных банков, при работе с крупными иностранными компаниями и для IPO.
Получение положительного финансового результата на предприятии практически всегда складывается из мелочей, мы же предлагаем рассмотреть финансово-экологический аспект на примере сбора макулатуры. Почему же важно осуществлять сбор макулатуры на предприятии? С одной стороны, во всех отраслях используется тара/обертка/техническая документация/отходы производства в виде обрезков бумаги или картона, с другой стороны, п. 5 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 20.06.2007 «Об обращении с отходами» не допускает осуществлять захоронение вторичных материальных ресурсов. Под вторичными материальными ресурсами этот закон понимает отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов. К ним относится в том числе и макулатура. Нарушение этого запрета ведет к привлечению виновных лиц предприятия (руководителя предприятия, назначенного им должностного (уполномоченного) лица, ответственного за организацию обращения с отходами производства либо иного ответственного лица) к административной ответственности (ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Соответственно, сбор макулатуры следует проводить на любом предприятии. Каким же образом его грамотно организовать? Организация сбора макулатуры состоит из следующих этапов (шагов):
1) создание и оборудование мест временного хранения макулатуры;
2) издание соответствующих локальных нормативных актов;
3) осуществление мер, направленных на коррекцию поведения персонала.
Создание и оборудование мест временного хранения макулатуры. Понятие макулатуры
Эффективность работы по сбору макулатуры в организации во многом зависит от того, насколько эффективно определены места для ее хранения в подразделении. В связи с этим места для хранения макулатуры нужно определять там, где вероятность образования выше всего. В офисе макулатура может образовываться:
1) у делопроизводителя (например,конверты от поступающей корреспонденции). Поэтому лоток для макулатуры обязательно должен находиться в эргономически оптимальном месте возле или на рабочем месте делопроизводителя;
2) у копировально-множительных аппаратов. В этом случае возле таких аппаратов обязательно должен находиться контейнер для сбора макулатуры;
3) возле принтеров;
4) возле урны для сбора коммунальных отходов в подразделении либо в вестибюле следует предусмотреть и контейнер для сбора макулатуры.
На промышленных предприятиях макулатура образовывается в местах упаковки товаров, а также в местах приемки товаров и их использования (склады, производственные цеха и т.д.).
Что же такое макулатура? Согласно Инструкции о порядке организации сбора (заготовки) и поставки макулатуры перерабатывающим организациям республики, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 24.02.2009 № 12, под макулатурой понимаются отходы бумаги и картона, соответствующие требованиям, установленным техническими нормативными правовыми актами, в частности ГОСТ 10700-97 «Макулатура бумажная и картонная. Технические условия» выделяет следующие группы макулатуры:
■ группа А — высокого качества;
■ группа Б — среднего качества;
■ группа В — низкого качества.
Макулатура каждой группы в зависимости
от состава, источников поступления, цвета и способности к роспуску должна соответствовать маркам, указанным в таблице:...
Подробнее читайте в статье.
<...>