О создании резервов под обесценение авансов |
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2023 № 753 «О создании резервов» (далее — постановление № 753) коммерческие организации получили право создать 31 декабря 2023 г. резервы под обесценение авансов по числящимся на указанную дату суммам авансов (предварительной оплаты), выданным с 1 января 2021 г. до 8 апреля 2022 г.:
· по договорам, срок исполнения обязательств или срок возврата авансов (предварительной оплаты) по которым истек 31 декабря 2023 г.;
· организациям, местом нахождения которых являлась Украина или государство, определенное в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 № 209 «О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц».
Право создавать данные резервы не распространяется на банки, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», небанковские кредитно-финансовые организации.
Резервы под обесценение авансов создаются на конкретную дату — 31 декабря 2023 г. Не предусматривается возможность создания резервов на иные даты.
Согласно нормам постановления № 753 резервы под обесценение авансов создаются в порядке, аналогичном порядку бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам. Резервы по сомнительным долгам создаются в порядке, предусмотренном гл. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (с изменениями, внесенными постановлением от 22.12.2018 № 74) (далее — Инструкция № 102).
Согласно действующему законодательству, организации обязаны создавать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам при признании долгов сомнительными. До постановления № 753 организации были не вправе учитывать при налогообложении прибыли резервы по сомнительным долгам, созданные по дебиторской задолженности, возникшей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, например, в связи с перечислением денежных средств в качестве предоплаты за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права, нематериальные активы.
Теперь, даже учитывая конкретные обстоятельства возникновения этих «зависших» авансов, несмотря на то, что резервы под обесценение авансов создаются в порядке, аналогичном порядку бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам, создавать резервы под обесценение авансов не обязательно.
По нашему мнению, в учетной политике на 2024 год необходимо прописать создание этого резерва аналогично тому, как описывается формирование резерва по сомнительным долгам.
Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104) (далее — НСБУ № 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 п. 52.9, абз. 3 ч. 1 п. 52.17 НСБУ № 104).
Если буквально следовать методологии формирования резерва, то величина резерва определяется одним из трех способов:
1) по каждому дебитору (п. 44.1 Инструкции № 102);
2) по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения (п. 44.2 Инструкции № 102);
3) по всей сумме дебиторской задолженности (п. 44.3 Инструкции № 102).
Следуя аналогии создания резервов, следует отметить, что Инструкция № 102 не содержит норм о возможности присоединения сумм резерва к прибыли соответствующего года в конце текущего года либо через год после создания резерва по сомнительному долгу. Сомнительная задолженность находится в резерве до момента списания задолженности за счет резерва либо до момента присоединения неиспользованных резервов по сомнительным долгам к доходу отчетного периода.
Резервы создаются по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Налоговым кодексом не предусмотрен порядок проведения и документального оформления инвентаризации дебиторской задолженности ни для целей расчета сумм резервов по сомнительным долгам, подлежащих включению в состав внереализационных расходов, ни тем более для целей расчета сумм резервов под обесценение авансов.
Вместе с тем Министерство по налогам и сборам в письме № 2-2-10/01952 поясняет, что при проведении инвентаризации организации могут руководствоваться Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180. В то же время инвентаризация дебиторской задолженности для целей создания резерва в налоговом учете может проводиться и в ином порядке, отличном от установленного данной Инструкцией.
Обращаем внимание, что в рамках проводимой инвентаризации дебиторской задолженности для целей налогового учета:
§ необязательно наличие подписанных дебиторами актов сверки расчетов;
§ инвентаризировать обязательства можно не по всем, а по отдельным контрагентам;
§ результаты инвентаризации дебиторской задолженности в налоговом учете могут быть оформлены инвентаризационной описью или иным документом, подписанным руководителем и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учета, на основании данных бухгалтерского учета.
<...>