Финансовый рынок и эффективная модель бюджетирования в интересах устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года |
Министерство экономики Республики Беларусь совместно с НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь подготовили текст Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года. Считаем важным обратить внимание на раздел, напрямую касающийся наших профессиональных интересов.
Стратегия финансового рынка будет направлена на содействие устойчивому росту экономики посредством развития рынка капитала и совершенствования деятельности финансовых институтов, в том числе с учетом перспектив формирования и функционирования единого финансового рынка в рамках ЕАЭС.
Целевые индикаторы:
· рост активов банковской системы до не менее 66 % к ВВП в 2040 году (59,1 % в 2023 году);
· отношение активов небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг к ВВП — 0,155 % в 2040 году (против 0,08 % в 2025 году);
· доля сделок купли-продажи, совершенных с использованием систем дистанционного обслуживания — не менее 50 % в общем объеме сделок купли-продажи, совершенных с ценными бумаги в течение года (0,6 % в 2025 году);
· поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки, не превышающего 26 %.
Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следующих задач:
· создание условий для устойчивого развития всех сегментов финансового рынка;
· формирование и развитие рынка капитала с учетом внедрения принципов ESG в деятельность компаний, организаций — участников финансового рынка;
· дальнейшее развитие небанковских инструментов финансового рынка, расширение спектра доступных потребителям финансовых услуг;
· цифровизацию финансового сектора при сохранении высокого уровня кибербезопасности, включая внедрение цифрового белорусского рубля;
· обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения.
В банковском секторе предусматривается:
· продолжить работу по формированию условий, способствующих высокой сберегательной активности и долгосрочному размещению свободных денежных средств населением в банковские вклады (депозиты) путем поддержания процентных ставок по ним на уровне, обеспечивающим защиту сбережений от инфляции.
Поставлена задача по поддержанию доли срочных и условных банковских вкладов (депозитов) физических лиц в национальной валюте на срок один год и более на уровне не менее 80 % в общем объеме срочных и условных банковских вкладов (депозитов) физических лиц в национальной валюте;
· нарастить ресурсную базу за счет формирования экономическими субъектами долгосрочных сбережений и повысить участие в финансировании инвестиций, что обеспечит рост активов банковского сектора по отношению к ВВП;
· расширить кросс-продажи, связанные с осуществлением банковских операций в рамках партнерских соглашений, усовершенствовать бизнес-модели банков за счет развития маркетплейсов и встраивания банковских услуг в сторонние экосистемы. Это позволит расширить линейку и качество собственных банковских продуктов, повысить эффективность работы банковского сектора.
В целом в банках будут расширяться возможности по дистанционному обслуживанию клиентов и внедрению комплексных продуктов.
Дальнейшее развитие небанковских сегментов финансового рынка предполагает:
· создание финансовых маркетплейсов — интернет-ресурсов, выполняющих роль агрегаторов предложений финансовых услуг, в том числе цифровой платформы «маркетплейс-финанс»;
· расширение перечня поставщиков финансовых услуг на рынке микрофинансирования;
· совершенствование сервисов онлайн-заимствования и становление на отечественном финансовом рынке института краудинвестинга — коллективного инвестирования через покупку ценных бумаг компании;
· формирование национальной рейтинговой индустрии и признание оценок рейтинговых агентств юридических лиц и имитируемых ими финансовых инструментов со стороны общества;
· улучшение инфраструктуры для внебиржевого рынка Форекс.
Внедрение ESG-инструментов финансирования
Стратегически значимый вектор деятельности на фоне глобальной климатической политики — создание стимулов и условий для переориентации потоков инвестиций и капитала на финансирование устойчивого экологического, социального и экономического развития страны (включая финансирование с учетом ESG-факторов), а также адаптации участников финансового рынка к новым видам рисков при переходе к экономике устойчивого развития, в том числе к низкоуглеродной экономике.
Для решения этой задачи предусматривается:
· внедрить в практику финансового рынка новые инструменты, учитывающие влияние ESG-факторов и вносящие вклад в достижение целей устойчивого развития;
· интегрировать ESG-риски в систему надзора за финансовыми организациями на основе прозрачной и релевантной нефинансовой отчетности;
· стимулировать использование ESG-инструментов финансирования (зеленые, социальные облигации, кредиты и др.) для реализации зеленых и адаптационных (переходных) проектов.
Предполагается финансирование «зеленых» проектов на специализированной площадке Белорусской валютно-фондовой биржи — Универсальной зеленой торговой площадки (для традиционных инструментов и квот на выбросы парниковых газов).
Получит развитие краудлендинг — новый инструмент финансового рынка для финансирования проектов в форме займа от нескольких инвесторов с использованием интернет-платформ. По мере его развития будет повышена доступность ресурсов для «зеленого» инвестирования и финансирования социально значимых проектов.
Новый импульс развитию финансовой системы придаст ее участие в финансировании программ перехода к углеродной нейтральности.
Наряду с традиционными финансовыми инструментами получат развитие операции с цифровыми финансовыми активами, в том числе создание цифровых и гибридных инструментов финансирования проектов устойчивого развития.
Важным условием является адекватная оценка юридических лиц, а также эмитируемых (выдаваемых) ими финансовых инструментов, включая версификацию зеленых инструментов, со стороны национальных рейтинговых агентств и признание таких оценок со стороны государства и общества. Развитие национальной рейтинговой индустрии будет способствовать повышению прозрачности отечественного финансового рынка, а также принятию взвешенных управленческих и инвестиционных решений различными его участниками.
Поставленная задача по усилению защиты прав потребителей финансовых услуг будет решаться посредством:
· формирования институциональной и правовой среды для этих целей;
· стимулирования финансовых институтов к проведению социально ответственной деятельности;
· усиления мер защиты прав потребителей финансовых услуг, предоставляемых с использованием информационных технологий, на уровне не ниже предусмотренного при получении финансовых услуг без их использования.
В качестве приоритетного направления выступает цифровизация финансового рынка. Цифровизация финансовых услуг будет происходить посредством расширения сферы применения смарт-контрактов и договоров в электронном виде.
В более отдаленной перспективе акцент будет сделан на создание цифровых платформ, внедрение технологий искусственного интеллекта, обмен банковской информацией и другими финансовыми данными посредством Open API, цифровую защиту персональных данных.
Наиболее значимым детерминантом финансовой политики выступает обеспечение устойчивого развития всех составных частей финансового рынка.
Развитие платежного рынка будет связано с расширением видов платежных инструментов и способов осуществления платежей, в том числе внедрением системы мгновенных платежей и системы передачи финансовой информации с использованием отечественных программных и (или) технических средств.
Акцент будет сделан на создание условий для функционирования небанковских поставщиков платежных услуг, что позволит обеспечить более привлекательные условия для населения и бизнеса, стимулирующие использование таких платежных инструментов и повысить эффективность безналичных расчетов.
Одним из значимых направлений развития платежного рынка станет внедрение в экономику Республики Беларусь цифрового белорусского рубля.
Основными задачами развития рынка страхования выступают:
· создание его развитой инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней;
· обеспечение стабильности и надежности субъектов рынка страховых услуг, в том числе посредством наращивания их финансового потенциала.
Для этого в 2026–2030 гг. намечено:
· продолжить работу по стимулированию развития различных видов добровольного страхования в целях качественного удовлетворения запросов потребителей страховых услуг и обеспечения страховой защитой имущественных интересов всех категорий потенциальных страхователей;
· сформировать условия для эффективного функционирования системы накопительного страхования как основы «длинных» денег для экономики.
В период 2031–2040 гг. акцент будет сделан на формирование новых страховых продуктов в условиях внедрения искусственного интеллекта и повышения киберрисков. Новым вектором станет страхование климатических рисков.
Предусматривается дальнейшее расширение применения автоматизированных онлайнсервисов в области страхования, позволяющих повысить уровень обслуживания страхователей и снизить стоимость страховых услуг и расходов страховщиков (инновационные удаленные технологии, персональные системы управления рисками и др.).
Развитие рынка капитала предполагает решение следующих задач:
· внедрение механизмов венчурного финансирования, долгового и долевого финансирования через рынок ценных бумаг;
· формирования кривой рыночной доходности государственных ценных бумаг (с учетом потребности республиканского бюджета и конъюнктуры рынка);
· стимулирования развития вторичного рынка ценных бумаг.
В 2026–2030 гг. предусматривается:
· сократить административные, стоимостные и временные издержки организации выпуска ценных бумаг;
· развить рыночную инфраструктуру (биржевую и учетную);
· расширить инструментарий рынка ценных бумаг (возможность эмиссии новых видов облигаций: депозитарные, структурные, стрип-облигации, индексируемые облигации с плавающим номиналом и др.).
В период 2031–2040 гг.:
· обеспечить трансформацию акций в действенный долевой сегмент финансового рынка путем наращивания количества свободно обращающихся акций;
· осуществить переход к превентивной модели надзора за участниками рынка ценных бумаг. При этом акценты контрольных мероприятий будут смещены на предупредительно-профилактическую работу, изучение документов и информации, полученных в соответствии с законодательством (камеральные проверки).
Для развития фондового рынка планируется:
· расширить инструментарий и перечень финансовых услуг, в том числе с учетом риск-профилирования клиентов, включая создание стимулов для субъектов экономики по выходу на организованный рынок ценных бумаг;
· предоставить конкурентный доступ субъектам экономики к долговому и долевому финансированию (расширение круга потенциальных инвесторов, включая доступ на рынок розничных инвесторов). Реализацию этой задачи планируется осуществлять за счет развития института квалифицированного инвестора, предоставления допуска ликвидным ценным бумагам, обращающимся на других биржах и др.;
· повысить доступность финансовых услуг для потребителя, в том числе посредством цифровизации фондового рынка (дальнейшее развитие систем дистанционного обслуживания, внедрение инновационных сервисов и платформ, способных адаптироваться к нуждам потребителей дистанционных каналов).
Развитию фондового рынка будет способствовать сближение его регулирования с регулированием рынка цифровых активов, а также предоставление всем участникам финансового рынка равных возможностей для совершения операций и оказания услуг. Для этого потребуется:
· интегрировать традиционные и цифровые финансы посредством сегментирования цифровых активов, выявления их аналогов по отношению к традиционным финансовым инструментам, закрепления регуляторных полномочий за органами, реализующими данную функцию в отношении финансовых инструментов, аналогами которых являются цифровые активы;
· содействовать интеграции рынка ценных бумаг Республики Беларусь в общий финансовых рынок ЕАЭС и Союзного государства с формированием сектора иностранных ценных бумаг.
Бюджетно-налоговая система
Главная цель развития — обеспечение ее долгосрочной устойчивости и сбалансированности, повышение качества и эффективное управление государственными финансами.
В качестве приоритетных задач бюджетной политики выступают:
· сохранение долговой устойчивости бюджетной системы, предсказуемости и действенного контроля процесса бюджетирования;
· обеспечение стабильного уровня доходных источников бюджета;
· рациональное расходование средств бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная политика будет нацелена на концентрацию бюджетных средств на направлениях, обеспечивающих достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития, сохранение социальной ориентированности расходования средств бюджета.
Достижение поставленных задач будет осуществляться посредством:
· дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, включая его цифровизацию, увязку стратегического и бюджетного планирования;
· обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней;
· развития института администрирования неналоговых доходов бюджета;
· усовершенствования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, повышения эффективности единой целостной системы финансового контроля и аудита, что будет способствовать повышению прозрачности и подконтрольности бюджетных расходов;
· совершенствования системы управления фискальными рисками, их минимизации на основе аналитического инструментария (системы) оценки фискальных рисков.
Будет продолжена работа по снижению рисков долгового портфеля Республики Беларусь, своевременному и в полном объеме исполнению долговых обязательств.
Важной в сфере управления государственными финансами является задача по поддержанию устойчивости государственного долга. В этих целях будет продолжена работа по совершенствованию механизмов управления государственным долгом на основе регулярного анализа рисков и издержек долгового портфеля, оптимизации структуры государственного долга в сторону сокращения валютных средств в долговом портфеле.
В числе приоритетов — развитие внутренних заемных инструментов как источника финансирования потребностей бюджета.
В целях сохранения долговой устойчивости предусматривается ограничить поддержку реальному сектору экономики с задействованием инструмента государственных заимствований, обеспечить исполнение части платежей по погашению государственного долга за счет недолговых источников.
В части совершенствования межбюджетных отношений бюджетная политика будет направлена на укрепление собственной доходной базы регионов. Для этого предполагается:
· обеспечить условия для выравнивания ресурсных возможностей регионов;
· внедрить единые подходы по финансированию бюджетных услуг;
· укрепить самостоятельность органов местного управления и самоуправления в вопросах формирования и использования средств местных бюджетов;
· способствовать поддержанию на местном уровне сбалансированности бюджетов, своевременному исполнению долговых обязательств и минимизации расходов на их обслуживание.
В долгосрочной перспективе бюджетная политика сохранит ориентир на укрепление самостоятельности регионов и создание стимулов для увеличения налоговых поступлений в их бюджеты. Дополнительным стимулом к увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты станет реализация в каждом регионе инвестиционных и инфраструктурных проектов, способствующих росту их экономического потенциала.
Главные задачи налоговой политики — поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки, повышение собираемости налогов и сборов, снижение объема задолженности по налогам и сборам.
Достижение поставленных задач предусматривается посредством:
· адаптации к инфляционным процессам установленных в абсолютных суммах ставок налогов и социальных индикаторов;
· увеличения ставок акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам;
· оптимизации налоговых льгот, включая усовершенствование порядка их предоставления, предусматривающего обеспечение возможности системного анализа их эффективности для целей сохранения (расширения) либо отмены.
Будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования за счет повышения уровня цифровизации налоговой системы (расширения спектра электронно-цифровых сервисов для населения и организаций).
<...>