Готовим предприятие к привлечению инвестора: практикум по подготовке к сделке M&A |
Заключение сделки M&A является значимым событием для бизнеса и требует тщательной подготовки со стороны продавца. С позиции практики юридического сопровождения сделок M&A и требований национального законодательства рассмотрим основные этапы подготовки компании к продаже, подходы к определению цены и особенности заключения M&A сделок в Беларуси.
Подготовка к продаже
Обязательно необходимо начинать с четкого понимания, чего же вы хотите достичь в результате продажи бизнеса. Важна ли для вас только цена или есть иные значимые факторы, например, сроки продажи, сохранение части активов, создание стратегического партнерства, какие-либо иные обстоятельства? Каковы предельные условия сделки, на которые вы готовы пойти? Есть ли у вас альтернатива продаже?
После ответа на эти вопросы оцените сильные и слабые стороны своего бизнеса, изучите его финансовую, экономическую и юридическую составляющие. На этом этапе желательно привлечь сторонних консультантов, чтобы получить мнение специалистов, не имеющих эмоциональной привязанности к бизнесу и способных оценить его более объективно, также опираясь на собственный опыт в сделках. Вероятно, после подробного изучения своего бизнеса вы захотите подкорректировать свои ожидания от сделки.
Далее целесообразно провести подготовку бизнеса к продаже, например, реализацию непрофильных активов, перевод внутригрупповых финансовых обязательств на иные компании группы, оформление различных юридических вопросов. Примерно в это же время можно начинать поиск потенциальных покупателей.
Процесс сделки
С учетом небольшого размера рынка Беларуси за относительно небольшой промежуток времени можно найти только 1–2 заинтересованных покупателей. В связи с этим на внутреннем рынке страны продажа будет проходить без проведения тендера (как показывают данные Исследования ключевых условий сделок слияний и поглощений в Беларуси 2019, 91% сделок заключаются по результатам переговоров и только 9% — по результатам конкурса или приватизационных процедур) и может включать следующие шаги:
-
подписание соглашения о намерениях (описание процесса ведения переговоров и подготовки к сделке, ее отдельных условий);
-
проведение проверок продаваемого бизнеса (юридической, финансовой, технологической, экологической, проверки персонала и т.д.);
-
согласование условий продажи, подготовка основных документов по сделке;
-
подписание документов;
-
выполнение условий закрытия сделки (получение корпоративных одобрений, получение согласия антимонопольного органа, поиск финансирования и т.д.);
-
закрытие сделки (переход прав на доли (акции), проведение оплаты).
Не все из перечисленных элементов являются обязательными. Например, наиболее простые сделки могут включать краткое ознакомление с бухгалтерской отчетностью, рядом корпоративных документов, подготовку договора купли-продажи и его подписание с одновременным переходом прав на доли (акции). Такая сделка может быть оформлена за несколько дней, в то время как более сложные сделки могут длиться больше года.
Определение цены
Для оценки стоимости бизнеса используются методы, основанные на сравнительном, доходном или затратном подходах. У каждого из методов есть свои преимущества и недостатки, а также оптимальные ситуации применения.
...
Выбор организационно-правовой формы и состава учредителей при создании компании
...
Организационно-правовая форма
...
Корпоративные вопросы.
...
Основная деятельность.
...
Регулирование рынка M&A
...
Корпоративные одобрения.
...
Согласие супруга.
...
Преимущественное право.
...
Согласие антимонопольного органа.
...
Сделки с акциями АО.
Приватизация.
Отчуждение госимущества.
Особые правовые режимы.
Подробнее читайте в статье.
<...>