Импорт и экспорт резидентами стран ЕАЭС в период пандемии: путеводитель по решениям ЕЭК

Импорт и экспорт резидентами стран ЕАЭС в период пандемии: путеводитель по решениям ЕЭК |

Автор Ян Ольхов Ян Ольхов
Номер № 05/2020
Количество просмотров 839
Автор импорт, импорт, экспорт, экспорт, ЕАЭС, ЕАЭС, таможня таможня

Новые решения по ввозу товаров

В конце апреля — начале мая на официальном сайте ЕАЭС опубликованы решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от:

21.04.2020 № 57 «О внесении изменений в раздел 1.11 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (вступило в силу 4 мая 2020 г.) (далее — Решение № 57);

28.04.2020 № 59 «О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 59) (вступило в силу 10 мая 2020 г.);

12.05.2020 № 64 «О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 64) (вступило в силу 24 мая 2020 г.).

Из преамбул Решений № 57, № 59, № 64 следует, что принятие данных актов является частью мероприятий, предпринимаемых в соответствии со ст. 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС) и п. 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС) (далее — Протокол о МНР), а также на основании п. 6 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 25.03.2020 № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19», в целях реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, устранения негативных последствий для экономик государств — членов ЕАЭС (в частности, недопущения рисков недостатка продовольственных товаров).

Необходимо напомнить, что в соответствии с п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами ЕАЭС применяет следующие единые меры нетарифного регулирования:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Согласно упомянутому выше п. 4 Протокола о МНР решения о введении, применении, продлении и отмене соответствующих мер принимаются ЕЭК. Также существует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень товаров), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

При этом в рамках запрета ввоза и (или) вывоза товаров могут устанавливаться (на основании п. 12 Протокола о МНР):

  •  временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка ЕАЭС;
  •  запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;
  • ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:

— ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС;

— ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории ЕАЭС, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в ЕАЭС не имеется значительного производства аналогичного товара;

— удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

— удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории ЕАЭС, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в ЕАЭС не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

Ограничения по отдельным видам продовольственных товаров

Согласно п. 1 Решения № 57 вносятся изменения в раздел 1.11 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (приложение № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30) (далее — Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС). Здесь следует отметить, что подобный перечень товаров принят в рамках реализации положений ст. 7 ТК ЕАЭС, в соответствии с которыми ЕЭК могут приниматься решения, предусматривающие особенности ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров (в части реализации мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами).

Собственно, раздел 1.11 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, представляет собой перечень отдельных видов продовольственных товаров, запрещенных к вывозу по 30 июня 2020 г. включительно. При этом запрет не распространяется на содержащиеся в этом перечне товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС:

  • для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств — членов ЕАЭС;
  •   физическими лицами для личного пользования;
  •  в качестве припасов, а также для обеспечения дея- тельности сооружений и установок, в отношении которых государства — члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией;
  •  перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами таможенной территории ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств — членов ЕАЭС через территории третьих стран.

В соответствии с Решением № 57 в раздел 1.11 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, внесены следующие изменения:

  •  установленный запрет на вывоз продовольственных товаров «соевые бобы дробленые или недробленые», классифицируемых в товарной позиции 1201 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и указанных в разделе 1.11 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, по 30 июня 2020 г. включительно, не будет действовать в отношении соевых бобов дробленых или недробленых, происходящих из Республики Казахстан и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС в количестве не более 20 000 тонн при наличии подтверждения соответствующего уполномоченного органа Республики Казахстан;
  • запрет не распространяется также на вывозимые с таможенной территории ЕАЭС товары, содержащиеся в разделе 1.11 перечня товаров, которые выпущены в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, до 12 апреля 2020 г., за исключением товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными ст. 115 и 116 ТК ЕАЭС, или с особенностями, установленными законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС.

Ограничения по отдельным видам средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов

Согласно п. 1 Решения № 59 внесены изменения в раздел 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

Собственно, раздел 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, представляет собой перечень средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов, запрещенных к вывозу по 30 сентября 2020 г. включительно. При этом запрет не распространяется на содержащиеся в этом перечне товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС:

  • для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств — членов ЕАЭС;

  • физическими лицами для личного пользования;

  • перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств — членов ЕАЭС через территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС.

В соответствии с Решением № 59 в раздел 1.10 перечня товаров вносятся следующие изменения: установленный запрет на вывоз товаров «средства дезинфицирующие», классифицируемых в товарной субпозиции 3808 94 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и указанных в разделе 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, по 30 сентября 2020 г. включительно, не будет действовать, если в отношении таких товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, имеется подтверждение соответствующего уполномоченного органа государства — члена ЕАЭС.

Кроме того, согласно п. 1 Решения № 64 дополнительно вносятся изменения в раздел 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

Так, в соответствии с инициированными Решением № 64 изменениями установленный запрет на вывоз товаров «Маски, полумаски, маски-респираторы, респираторы», классифицируемых в товарной подсубпозиции 6307 90 980 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и указанных в разделе 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, по 30 сентября 2020 г. включительно, не будет применяться, если соответствующие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС в рамках целевых поставок при наличии решения соответствующего уполномоченного органа государства — члена ЕАЭС, с территории которого происходят такие товары (для Республики Беларусь — Министерства здравоохранения Республики Беларусь).

При этом в случае принятия такого решения уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС последнее должно содержать сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих вывоз. Кроме того, информация о таких решениях ежемесячно представляется в ЕЭК. 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Битва ТИТАНОВ: усиление роли евро как резервной валюты по отношению к доллару и намерение США применить все средства на противодействие Китаю

Евросоюз усилит роль евро как мировой резервной валюты по отношению к доллару, в том числе будет создавать деноминированные в евро активы, проводить эмиссию специальных евробондов, создавать цифровой евро, стимулировать более широкое использования евро странами-партнерами. Ситуацию вокруг Китая США будут решать «со своими союзниками, а не в одностороннем порядке

2. Нацбанк: Денежные переводы внутри и трансгранично Беларуси в 2020 г

Общая сумма переведенных внутри Беларуси средств в 2020 г составила чуть более 211,418 тыс BYN, что на 92,37% меньше, чем в 2019 г, когда было переведено около 2,7 млн BYN. Общая сумма переводов, отправленных жителями Беларуси за рубеж в 2020 г выросла на 11,62% по сравнению с 2019 г. Cумма переводов из Беларуси, осуществленных через международные системы денежных переводов, в 2020 г составила 205,502 млн USD против почти 184,113 млн USD в 2019 г.

3. Что хочет белорусский бизнес? Итоги опроса по методологии ОЭСР

Результаты декабрьского опроса топ-менеджеров белорусских компаний подготовил Исследовательский центр ИПМ. Сейчас доминируют риски, которые могут привести к ухудшению экономических показателей. Реализоваться эти риски могут в случае обострения финансовых проблем на уровне предприятий, трудовой миграции, принятия новых пакетов западных санкций в отношении Беларуси.

4. Пять сюжетов дня от Bloomberg: Рискофобия; Уолл-стрит; курс доллара; Китай и ослабление российского рубля

Комитет Сената США проведет слушания по кандидатуре Джанет Йеллен на пост министра финансов. Выступая перед конгрессменами, Йеллен может заявить, что США привержены рыночному курсу доллара и не намерены добиваться его ослабления ради преимуществ в торговле. Однако это не равносильно политике сильного доллара, которую проводили предыдущие администрации. Между тем хедж-фонды нарастили чистые короткие позиции по доллару до рекордного уровня.

5. На обсуждении — изменения в указы по отчуждению транспортных средств

На общественное обсуждение вынесен проект указа о внесении изменений в ряд указов, подготовленный для совершенствования порядка отчуждения транспортных средств и расчетов, производимых между юрлицами, ИП и физлицами за отчуждаемые транспортные средства, в том числе при комиссионной торговле, а также обеспечения защиты прав продавцов и добросовестных приобретателей транспортных средств.

6. В России снизят налог на прибыль до 5% для резидентов САР Калининграда и Дальнего Востока

Совершенствование налоговых режимов в специальных административных районах (САР) Калининграда и Дальнего Востока предусматривает снижение ставки налога на вывод капитала с 15% до 10% при условии, что компания вложит 300 млн рублей в развитие инфраструктуры территории и создаст не менее 15 рабочих мест. Также предлагается понизить налог на прибыль до 5%.