Импорт и экспорт резидентами стран ЕАЭС в период пандемии: путеводитель по решениям ЕЭК

Импорт и экспорт резидентами стран ЕАЭС в период пандемии: путеводитель по решениям ЕЭК |

Автор Ян Ольхов Ян Ольхов
Номер № 05/2020
Количество просмотров 481
Автор импорт, импорт, экспорт, экспорт, ЕАЭС, ЕАЭС, таможня таможня

Новые решения по ввозу товаров

В конце апреля — начале мая на официальном сайте ЕАЭС опубликованы решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от:

21.04.2020 № 57 «О внесении изменений в раздел 1.11 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (вступило в силу 4 мая 2020 г.) (далее — Решение № 57);

28.04.2020 № 59 «О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 59) (вступило в силу 10 мая 2020 г.);

12.05.2020 № 64 «О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 64) (вступило в силу 24 мая 2020 г.).

Из преамбул Решений № 57, № 59, № 64 следует, что принятие данных актов является частью мероприятий, предпринимаемых в соответствии со ст. 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС) и п. 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС) (далее — Протокол о МНР), а также на основании п. 6 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 25.03.2020 № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19», в целях реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, устранения негативных последствий для экономик государств — членов ЕАЭС (в частности, недопущения рисков недостатка продовольственных товаров).

Необходимо напомнить, что в соответствии с п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами ЕАЭС применяет следующие единые меры нетарифного регулирования:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Согласно упомянутому выше п. 4 Протокола о МНР решения о введении, применении, продлении и отмене соответствующих мер принимаются ЕЭК. Также существует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень товаров), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

При этом в рамках запрета ввоза и (или) вывоза товаров могут устанавливаться (на основании п. 12 Протокола о МНР):

  •  временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка ЕАЭС;
  •  запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;
  • ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:

— ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС;

— ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории ЕАЭС, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в ЕАЭС не имеется значительного производства аналогичного товара;

— удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

— удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории ЕАЭС, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в ЕАЭС не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

Ограничения по отдельным видам продовольственных товаров

Согласно п. 1 Решения № 57 вносятся изменения в раздел 1.11 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (приложение № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30) (далее — Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС). Здесь следует отметить, что подобный перечень товаров принят в рамках реализации положений ст. 7 ТК ЕАЭС, в соответствии с которыми ЕЭК могут приниматься решения, предусматривающие особенности ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров (в части реализации мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами).

Собственно, раздел 1.11 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, представляет собой перечень отдельных видов продовольственных товаров, запрещенных к вывозу по 30 июня 2020 г. включительно. При этом запрет не распространяется на содержащиеся в этом перечне товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС:

  • для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств — членов ЕАЭС;
  •   физическими лицами для личного пользования;
  •  в качестве припасов, а также для обеспечения дея- тельности сооружений и установок, в отношении которых государства — члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией;
  •  перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами таможенной территории ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств — членов ЕАЭС через территории третьих стран.

В соответствии с Решением № 57 в раздел 1.11 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, внесены следующие изменения:

  •  установленный запрет на вывоз продовольственных товаров «соевые бобы дробленые или недробленые», классифицируемых в товарной позиции 1201 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и указанных в разделе 1.11 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, по 30 июня 2020 г. включительно, не будет действовать в отношении соевых бобов дробленых или недробленых, происходящих из Республики Казахстан и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС в количестве не более 20 000 тонн при наличии подтверждения соответствующего уполномоченного органа Республики Казахстан;
  • запрет не распространяется также на вывозимые с таможенной территории ЕАЭС товары, содержащиеся в разделе 1.11 перечня товаров, которые выпущены в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, до 12 апреля 2020 г., за исключением товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными ст. 115 и 116 ТК ЕАЭС, или с особенностями, установленными законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС.

Ограничения по отдельным видам средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов

Согласно п. 1 Решения № 59 внесены изменения в раздел 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

Собственно, раздел 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, представляет собой перечень средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов, запрещенных к вывозу по 30 сентября 2020 г. включительно. При этом запрет не распространяется на содержащиеся в этом перечне товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС:

  • для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств — членов ЕАЭС;

  • физическими лицами для личного пользования;

  • перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств — членов ЕАЭС через территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС.

В соответствии с Решением № 59 в раздел 1.10 перечня товаров вносятся следующие изменения: установленный запрет на вывоз товаров «средства дезинфицирующие», классифицируемых в товарной субпозиции 3808 94 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и указанных в разделе 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, по 30 сентября 2020 г. включительно, не будет действовать, если в отношении таких товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, имеется подтверждение соответствующего уполномоченного органа государства — члена ЕАЭС.

Кроме того, согласно п. 1 Решения № 64 дополнительно вносятся изменения в раздел 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

Так, в соответствии с инициированными Решением № 64 изменениями установленный запрет на вывоз товаров «Маски, полумаски, маски-респираторы, респираторы», классифицируемых в товарной подсубпозиции 6307 90 980 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и указанных в разделе 1.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, по 30 сентября 2020 г. включительно, не будет применяться, если соответствующие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС в рамках целевых поставок при наличии решения соответствующего уполномоченного органа государства — члена ЕАЭС, с территории которого происходят такие товары (для Республики Беларусь — Министерства здравоохранения Республики Беларусь).

При этом в случае принятия такого решения уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС последнее должно содержать сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих вывоз. Кроме того, информация о таких решениях ежемесячно представляется в ЕЭК. 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. В России подготовили новый механизмы блокировки средств санкционных лиц

«Представители банков высказали свои предложения по механизмам замораживания и разблокировки денежных средств и иного имущества, формирования критериев перечня блокируемых лиц, а также применения к кредитным организациям санкций за нарушение требований по применению специальных экономических мер», - сообщают в пресс-службе Ассоциации банков России.

2. Анализ опроса: 60% россиян не берут в долг у друзей и родных

Согласно опросу, 9% россиян занимали крупную сумму у друзей или родственников из-за пандемии коронавирусной инфекции, еще 6% опрошенных брали в долг на расходы, не связанные с пандемией. При этом не готовы дать в долг из-за отсутствия свободных денег 37% респондентов, 17% - постоянно дают в долг друзьям и родным небольшие суммы денег.

3. Совет по развитию предпринимательства о проекте Указа «О мерах по защите прав работающих»

Проектом Указа «О мерах по защите прав работающих» предусматривается, что, в случае задержки заработной платы на срок более 15 календарных дней, работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты заработной платы. При этом за ним не сохраняется средний заработок, он может работать по совместительству полный рабочий день, но обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после выплаты задержанной заработной платы в полном объеме.

4. Какие риски для Беларуси можно увидеть в прогнозе Центробанка России на 2021-2023 годы

В рисковом сценарии прогноза на 2021-2023 годы Центробанк РФ не исключает повторной волны пандемии коронавируса и других шоков для мировой экономики, в том числе усиления торговых противоречий и геополитической напряженности. Цены на нефть в этом случае сложатся на уровне 25 USD за баррель, следует из проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

5. Российским госбанкам велели спасать экономику белорусских банков

Сбербанку, ВЭБу и ВТБ, каждый из которых имеет белорусскую «дочку», было предписано обеспечить стабильный поток рублевых кредитов в Беларусь. В российском правительстве твердо настроены не допустить повторения украинского сценария, который закончился убытками и списанием значительных активов для российских банков

6. Минюст Беларуси "О деятельности незарегистрированных фондов"

В соответствии с действующим законодательством Беларуси фонды подлежат госрегистрации. Организация деятельности либо участие в деятельности фонда, не прошедшего в установленном порядке госрегистрацию, являются незаконными и влекут ответственность в соответствии со статьей 23.88 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.