Использование общественного мнения как фактор недобросовестной конкуренции при реализации инвестиционных проектов |
Участники круглого стола «Использование общественного мнения как фактора недобросовестной конкуренции при реализации инвестиционных проектов» рассмотрели проблему формирования благоприятного информационного климата в стране в части активного развития инвестиционной деятельности.
Сегодня перед Беларусью стоит задача к концу следующей пятилетки увеличить объемы ВВП до 100 млрд USD. По мнению участников круглого стола, этой задачи можно добиться только привлечением в страну инвестиций — как иностранных, так и внутренних, развития малого и среднего производственного бизнеса, создания новых, высокопроизводительных, конкурентоспособных предприятий на современной технологической базе, реформирования сектора государственных предприятий. В то же время манипулирование общественным мнением и нагнетание страхов в информационном пространстве используется в качестве фактора недобросовестной конкуренции, в результате которой вокруг инвестиционного климата в Беларуси грозит сложиться нездоровая атмосфера.
Проанализировав и обсудив информационную составляющую в реализации инвестиционных проектов, участники круглого стола отметили:
1. В Республике Беларусь сформирована качественная нормативно-правовая база для привлечения инвесторов и создания благоприятного делового климата, создана стройная и многоуровневая система оценки инвестиционных и индустриальных проектов с точки зрения соответствия их нормам законодательства, в том числе экологическим нормам.
2. Проблема «информационных войн» становится признанной в мировой практике по степени влияния на экономические процессы. Вопросы формирования недобросовестной конкуренции в информационном поле и «потребительского экстремизма» становятся актуальными и для Республики Беларусь, особенно при реализации инвестиционных проектов. Для ее идентификации и выработки механизма правового регулирования требуется дополнительный анализ проблемы и каждого конкретного случая рядом заинтересованных органов власти, и общественных институтов.
3. Манипулирование информацией в рамках экологической проблематики становится основным инструментом влияния на мнение общественности для снижения привлекательности инвестиционных проектов. В связи с этим необходимо:
-
проанализировать правомерность и «токсичность» экологических организаций и ассоциаций, действующих в стране;
-
создать механизм взаимодействия общественных и государственных экологических организаций;
-
сформировать независимый совет, состоящий из представителей государственных органов экологии и общественных организаций для проведения экологического «скрининга» инвестиционных проектов при возникновении спорных вопросов в ходе их реализации.
4. Требуется создание правового и организационного механизма, обеспечивающего баланс интересов и защиту каждой из сторон информационного взаимодействия: органов власти, общественности и инвестора. В качестве основы следует использовать международный опыт, в том числе опыт финансовых корпораций, который позволяет удовлетворить запрос общественности, а в случае необоснованности и неправомерности ее требований в дальнейшем защитить инвестора от необоснованных мониторингов проверок и угроз.
5. Требуется выработка правового механизма реагирования на:
-
потребительский экстремизм, в том числе в рамках обращения граждан (их количества и содержания);
-
организацию точек информационной напряженности по различным каналам, в том числе в социальных сетях, мессенджерах и СМИ: определить ответственность за организацию и проведение такой работы;
-
выработать механизмы противодействия необоснованным требованиям отдельных граждан, которые искусственно нагнетают обстановку, провоцируя своими необоснованными заявлениями мероприятия контролирующих органов.
Деловое сообщество выступает за полноценное взаимодействие предпринимателей и местных жителей, а также общественных организаций и органов государственного управления при разработке и реализации инвестиционных проектов. В связи с этим считаем необходимым обратиться в Совет по развитию предпринимательства с предложением рассматривать вопросы защиты прав конкретных инвесторов при манипулировании общественным мнением, имеющим признаки недобросовестной конкуренции и оказывающим негативное влияние на ход реализации инвестиционного проекта.
<...>