Изменения в транспортной отрасли: в России новые штрафы за тахографы и вес

Изменения в транспортной отрасли: в России новые штрафы за тахографы и вес |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Количество просмотров 708
Автор экспорт, экспорт, грузоперевозки, грузоперевозки, Россия Россия

В последнее время появляется противоречивая информация об изменениях с тахографами на грузовых автомобилях на территории России. Действительно ли стало возможным использование любых тахографов, имеющих пакет из трех соответствующих сертификатов? 

с 01.11.2019 в России вступил в силу Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В ст. 20 ч. 1 эта обязанность введена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в ч. 3 — для владельцев грузовиков из числа физлиц.

Как сформулирована в тексте закона эта обязанность (это важно, потому что от формулировки зависит правильность исполнения и ответственность) для юрлиц и ИП: «1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны <…> оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом правительством РФ».

Для физлиц (цитата): «3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, <…> обязаны <…> обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем 10 пункта 1 настоящей статьи». «Требования к тахографам, <…> правила их использования, обслуживания <…> устанавливаются в порядке, определяемом правительством РФ».

Определение термина «тахограф» содержится в ст. 2 этого же закона (появится с 1 ноября): «Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя ТС, о режиме труда и отдыха водителя ТС, управление которым входит в его трудовые обязанности».

Физлица обязаны применять то же устройство, что и юридические лица, и ИП. Это следует из отсылочной нормы в тексте требований закона, относящейся к физическим лицам: «Требования к тахографам <…> правила их использования, <…> устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым п. 1 настоящей статьи». А этот абзац и есть требования, предъявляемые к юрлицам и ИП.

Устройство не будет являться тахографом, если не будут выполнены требования ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно букве закона эти требования содержатся в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы».

Обратите внимание, что вместе с требованиями к тахографам в российском законе прописаны правила их использования, которые также устанавливаются правительством.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что требования к тахографу для всех единые и они устанавливаются в порядке, определяемом правительством России. Никакой иной прибор, даже если на нем разными шрифтами будет написано «тахограф» и он будет иметь различного типа сертификаты и прочие подтверждающие документы, но который не будет соответствовать требованиям закона, не будет являться таковым.

Требования к тахографам и правила их использования утверждены известным для многих приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Приказ №36 следует из требований Постановления Правительства РФ №1213, где сказано: «требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ».

Штрафные санкции

С 1 ноября ст. 11.23 КоАП РФ получит новую формулировку, содержащую существенные изменения. Главные из них: увеличен размер штрафных санкций, расширен круг подотчетных лиц, а также конкретизированы и разделены между участниками составы правонарушений.

За нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 11.23, отвечать будет только водитель. Размер штрафа составит от 3000 до 5000 российских руб. А вот на составе правонарушений стоит остановиться подробнее.

«1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа …».

В тексте установлено два правонарушения: управление транспортным средством без тахографа и нарушение установленных требований к использованию тахографа. По первому пункту все достаточно конкретно и не вызывает сомнения: если тахограф отсутствует, а при этом для данного типа и категории транспортного средства предусмотрена его установка, то это штраф.

А если тахограф все-таки есть, — вопрос: какой именно? Вопрос важный, поэтому пройдем по нему еще раз. Ответ на него касается личного кошелька каждого водителя. Формулировка требования сообщает нам о тахографе, установка которого «на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ». Здесь следует вспомнить, что обязанность по оснащению тахографами введена законом «О безопасности дорожного движения».

Рассмотрим перечень нарушений, содержащийся в «Правилах использования тахографов» (приложение № 3 приказа № 36):

«10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки, и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия».

Это только часть требований из «Правил использования тахографов». Но даже эта часть показывает, насколько расширился и конкретизировался перечень нарушений. Обратите внимание на пункт 1. Это те нарушения, которые содержит текущий текст ст. 11.23 КоАП, и это всего лишь один пункт из множества новых требований.

Особенно обратите внимание, что согласно п. 4 Правил по-прежнему в перечень используемых включаются только тахографы с блоком СКЗИ и только после прохождения соответствующих испытаний. В пункте 1 есть прямая ссылка на них. Требования к тахографам изложены в приложении № 1 к приказу № 36. Там тоже указано на обязательное применение блока СКЗИ.

Режим труда и отдыха

За нарушение режимов труда и отдыха водителя или за нарушение норм времени управления и отдыха, в зависимости от того, выполняет ли водитель свои трудовые обязанности или управляет собственным грузовиком, размер штрафа составит от 1500 до 2000 руб. Текущий штраф составляет от 1000 до 3000 руб. Здесь состав правонарушений понятен: если водитель выполняет свои трудовые обязанности, то он должен следовать нормам, установленным в 15-м приказе Минтранса, как это и происходит в настоящее время.

А вот для водителей, владеющих грузовиком и выполняющих поездку в собственных интересах, должны быть установлены нормы времени управления и отдыха в Правилах дорожного движения; их пока нет, до их появления статья будет неисполнимой с позиции надзорных органов.

Должностное лицо будет отвечать по ч. 2 и 3 этой статьи. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа или с нарушением требований к использованию тахографа и за нарушение режимов труда и отдыха водителей в одинаковом размере — от 7 тыс. до 10 тыс. руб.

В случае выпуска на линию должностному лицу следует учесть логику, которая приведена выше, касающуюся термина «тахограф», и какое устройство считается тахографом, чтобы не удивляться полученному штрафу. 

В части требований к использованию тахографа, в помощь в их конкретизации должностному лицу нужно изучить приложение № 3 к приказу № 36 — «Правила использования тахографов», — в котором отдельный раздел посвящен обязанностям перевозчика.

Для примера:

Транспортные предприятия должны выполнять следующие требования (цитата): «… 4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера); 5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней; <…> 11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа…».

С полным перечнем требований «Правил использования тахографа» стоит ознакомиться внимательно. 

Штрафы для юрлиц и индивидуальных предпринимателей

Эта категория субъектов права в ст. 11.23 ранее отсутствовала. Но с 1 ноября юрлица и ИП отвечают по ч. 2 за выпуск на линию и нарушение «Правил использования тахографов» и по ч. 3 ст. 11.23 за нарушение водителем режимов труда и отдыха — в размере от 15 тыс. до 25 тыс. для ИП и от 20 тыс. до 50 тыс. российских рублей для юрлиц.

По составам правонарушений — аналогично с должностными лицами. Но сотрудникам надзорных органов придется доказывать действия юрлица или ИП как характеризующиеся прямым понуждением водителя к нарушению режимов труда и отдыха. Это, кстати, касается аналогичного состава правонарушения, совершенного должностным лицом. И в этом будет определенная трудность для надзорных органов.

А вот по ч. 2 ст. 11.23 такого затруднения не будет. Наоборот, поскольку все нарушения конкретно прописаны в приложении № 3 к приказу № 36, то основная работа инспекторов будет сосредоточена на проверке требований, перечисленных в этом приложении.

Еще несколько требований из «Правил использования тахографов», которые касаются владельцев транспортных средств и их должностных лиц:

«3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к настоящему приказу), сведения о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров, соответствующие требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к настоящему приказу), сведения о которых включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт».

«7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

9) направляют в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных транспортного предприятия сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года».

Те, кто искал и не нашел в тексте ст. 11.23 КоАП требования по использованию блока СКЗИ, могут найти его в тексте требований по использованию. В п. 3 и 4, подпунктах 7 и 9, также в тексте приложения 1 к приказу № 36, на которое постоянно ссылаются «Правила использования тахографов» и которое содержит требования к тахографу.

Бытует мнение, что ФЗ «О техническом регулировании», а также Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» разрешили любые тахографы. Эти документы занимают свое важное место в нормативной базе. Все обязательные требования этих нормативных документов дополняют, а не замещают и не отменяют другие, не менее обязательные требования, из другой области законодательного регулирования, которая никоим образом не пересекается с областью технического регулирования. Иными словами, если бы мы вели диалог о безопасности конструкции транспортного средства, то тогда мы говорили бы о техническом регламенте.

Но мы ведем речь о правоотношениях в области безопасности дорожного движения, поэтому рассматриваем нормативные акты, регулирующие данную область. С точки зрения технического регламента и дословно транслируя его требования, конструкция транспортного средства должна обеспечивать установку и подключение тахографа. В ФЗ «О техническом регулировании» и Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» нет и не может быть по определению требований по безопасности дорожного движения, обеспечение которых выполняется через контроль соблюдения режимов труда и отдыха.

Похожая ситуация и с весовыми ограничениями. Техрегламент регулирует, например, осевые ограничения с точки зрения конструкции транспортного средства, а Постановление Правительства № 272 в приложении № 2 — с точки зрения воздействия автомобиля на дорожное полотно.

Подготовлено по информации Портала «Грузовики и дороги»

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

2. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

3. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

4. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.

5. «Если лошадь сдохла, с нее надо слезать»

По экономикам стран наносятся болезненные, почти смертельные, удары. У каждой страны есть своя ахиллесова пята и необходимо их знать и вовремя реагировать, принимать разумные меры. Для Беларуси падение цен на нефть и нефтепродукты, уменьшение доходов от транзита это лишь одна из многих подножек этого кризиса. Крупнейшие статьи доходов бюджета и поступления валюты в страну сейчас под ударом.

6. Нацбанк обещает экстренную помощь банкам

При расчете показателя достаточности нормативного капитала банки получили возможность применять степень кредитного риска в отношении кредитной задолженности и ценных бумаг системно значимых заемщиков в размере 100%, а в случае если задолженность обеспечена гарантиями правительства — 20% по задолженности в иностранной валюте и 0% по задолженности в белорусских рублях.