О каботажных автомобильных перевозках грузов по территории Российской Федерации |
C 1 марта 2025 г. вступили в силу изменения в законодательство, определяющие возможность для перевозчиков государств — членов ЕАЭС совершения каботажных автомобильных перевозок грузов по территории Российской Федерации. Теперь перевозчикам ЕАЭС разрешается выполнение каботажных автомобильных перевозок грузов на территории Российской Федерации.
Это предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2022 № 627-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон № 627-ФЗ).
В развитие Закона № 627-ФЗ в ноябре 2024 г. российской стороной были приняты нормативные правовые акты, определяющие условия выполнения таких перевозок: постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1694 «Об утверждении условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов» (далее — постановление № 1694) и приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.11.2024 № 398 «Об определении состава сведений, указываемых в заявке на выполнение каботажной автомобильной перевозки грузов, порядка ее подачи, рассмотрения и условий отказа в выполнении каботажной автомобильной перевозки грузов, порядка информационного взаимодействия иностранного перевозчика, зарегистрированного на территории одного из государств — членов Евразийского экономического союза, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, а также перечня и состава документов, прилагаемых к такой заявке и подтверждающих логическую последовательность каботажной автомобильной перевозки грузов» (далее — приказ № 398).
Постановление № 1694 вступает в силу с 1 марта 2025 г., равно как и Закон № 627-ФЗ. При этом вступление в силу приказа № 398 установлено с 1 сентября 2025 г.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь обратилось в Министерство транспорта Российской Федерации за получением разъяснений в части противоречия сроков вступления в силу приказа № 398 и Закона № 627-ФЗ и постановления № 1694, а также реализации на практике отдельных положений данных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Справочно.
Статьей 1 Закона № 627-ФЗ вводится понятие «каботажная автомобильная перевозка — перевозка грузов или пассажиров иностранными перевозчиками с использованием принадлежащих им транспортных средств, в том числе временно ввезенных ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации».
В частности, статьей 2 Закона № 627-ФЗ Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» дополняется статьей 71, в которой устанавливается следующий порядок осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов:
· Допускается осуществление на одном и том же транспортном средстве до трех последовательных каботажных автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. При осуществлении каботажных автомобильных перевозок грузов последняя разгрузка должна быть произведена в течение семи календарных дней со дня разгрузки в ходе завершения международной перевозки на территории Российской Федерации.
· Каботажная автомобильная перевозка грузов, осуществляемая с использованием транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, зарегистрированному на территории одного из государств — членов Евразийского экономического союза, допускается только после завершения этим транспортным средством международной автомобильной перевозки грузов на территории Российской Федерации при условии, что это транспортное средство прибыло на территорию Российской Федерации груженым.
· Каботажные автомобильные перевозки грузов осуществляются только после предварительного информирования об осуществлении каботажной автомобильной перевозки грузов и получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, подтверждения выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов. Решение о подтверждении выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов или об отказе в выполнении каботажной автомобильной перевозки грузов принимается указанным федеральным органом исполнительной власти в течение 24 часов с момента получения заявки на выполнение каботажной автомобильной перевозки грузов.
Справочно.
Вышеуказанные положения статьи 2 Закона № 627-ФЗ соответствуют положениям, определенным для четвертого этапа реализации Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства — члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 13.
К транспортным средствам, которые будут использоваться на территории Российской Федерации при осуществлении каботажных автомобильных перевозок грузов, предъявляются требования оборудования контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).
В случае нарушения условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик, зарегистрированный на территории одного из государств — членов ЕАЭС, будет нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а также такой перевозчик не будет допускаться к осуществлению каботажных автомобильных перевозок грузов в течение одного года с даты выявления нарушения. Контроль за соблюдением условий выполнения каботажных автомобильных перевозок будет осуществляться Ространснадзором.
Россия ратифицировала Соглашение с Беларусью о международных перевозках
Россия завершила ратификацию белорусско-российского межправительственного Соглашения о международных автомобильных перевозках. Соответствующий закон подписал Президент России Владимир Путин, 1 апреля он опубликован на российском правовом интернет-портале.
25 марта Соглашение ратифицировала Госдума России, 27 марта — верхняя палата российского парламента — Совет Федерации. Белорусская сторона завершила ратификационные процедуры по документу 6 января 2024 г.
Соглашение регламентирует вопросы перевозки пассажиров и грузов по территориям Беларуси и России белорусскими и российскими субъектами хозяйствования.
«В соответствии с настоящим Соглашением осуществляются международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов между государствами сторон, транзитом по их территориям, с территории третьего государства или на территорию третьего государства, а также каботажные автомобильные перевозки грузов», — говорится в документе.
Соглашением определены случаи, когда перевозки пассажиров, грузовые перевозки, транзитные перевозки осуществляются без разрешений. Предусмотрено, что такие перевозки могут выполняться только перевозчиком, который в соответствии с законодательством своего государства допущен к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Одна из основных новаций документа — постепенная отмена разрешительной системы в отношении перевозок грузов в третьи страны или из них. Соглашением определено, что либерализация этих перевозок будет проведена в пять этапов, полностью процесс будет завершен к 2030 году.
По информации БЕЛТА
<...>