Как оформлять банковские гарантии для таможенных органов в условиях пандемии |
Для помещения товаров под отдельные таможенные процедуры должны быть выполнены обязательные условия, к которым в том числе относится уплата таможенных платежей или предоставление обеспечения их уплаты либо, если говорить языком Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. С 25 июня 2020 года вступает в силу Соглашение от 10.12.2019 № 9 "Об информационном взаимодействии в области банковских гарантий", подписанное ГТК и Нацбанком Беларуси.
ТК ЕАЭС определяет четыре способа, которыми обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, один из таких способов — банковская гарантия.
В условиях распространения коронавируса актуален вопрос исключения непосредственного контакта работников банка с субъектами хозяйствования, а последних — с работниками таможенных органов. В такой ситуации возникает необходимость предоставления таможенному органу банковской гарантии в виде электронного документа.
Согласно ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) банковская гарантия должна быть выдана в письменной форме. К письменной форме банковской гарантии приравнивается электронный документ.
С целью возможности принятия банковской гарантии в виде электронного документа между Государственным таможенным комитетом и Национальным банком подписано Соглашение об информационном взаимодействии в области банковских гарантий от 10.12.2019 № 9, которое вступает в силу с 25 июня 2020 г.
Информационное взаимодействие будет осуществляться в отношении банковских гарантий, предоставляемых в качестве:
обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;
гарантии выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательств как поручителя перед таможенными органами.
В настоящее время существует договоренность о возможности направления банками бумажных банковских гарантий в адрес таможенного органа по почте. Одновременно банк будет направлять в адрес таможенного органа по системе межведомственного документооборота государственных органов Республики Беларусь (далее — СМДО) скан-копию оригинала банковской гарантии. Таможенный орган будет принимать решение после поступления в его адрес сведения о банковских гарантиях, переданных по СМДО.
В рассматриваемой ситуации срок действия банковской гарантии не требует продления.
Вместе с тем, исходя из требований, содержащихся в ст. 63 ТК ЕАЭС, срок действия банковской гарантии должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом лицу, обеспечившему исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, требования об исполнении принятых в рамках этой банковской гарантии обязательств.
Срок действия банковской гарантии напрямую зависит от обязательств, исполнение которых она обеспечивает.
Например...
Подробнее читайте в статье.
<...>