Войти Регистрация
Как отличить отклонения показателей от фактов фальсификации финансовой отчетности

Как отличить отклонения показателей от фактов фальсификации финансовой отчетности |

Автор Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС" Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС"
Номер № 1/2021
Количество просмотров 1143
Автор отчетность, отчетность, анализ, анализ, махинации, махинации, управление предприятием управление предприятием

Бухгалтерские модели и отдельные методы учета оказывают значительное влияние на структуру и стоимостные характеристики, раскрываемые в финансовой отчетности. Компания может раскрывать наиболее существенные отклонения в пояснениях к финансовой отчетности. Это позволяет аналитикам получить дополнительные сведения о методике формирования отчетности, которые они не смогли бы рассчитать самостоятельно только по данным этой отчетности. Например, статьи отчетности, сформировавшие отклонения показателя чистой прибыли. Где находится граница между отклонениями показателей и фальсификацией?

Фальсификация финансовой отчетности — сложная и малоизученная проблема бухгалтерского учета, в том числе и в государствах с развитой рыночной экономикой, где действует система общественного надзора над процессом подготовки финансовой отчетности.

Данная проблема обусловлена невозможностью полной унификации различных стандартов. В частности, переоценка оборотных и внеоборотных активов, идентификация справедливой стоимости, обоснование и дисконтирование будущих денежных потоков требуют больших затрат на экономическое и юридическое обоснование расчетов, финансирование работы профессиональных оценщиков, приобретение пакетов прикладных программ.

Частично данная проблема несогласованности может быть решена в процессе экономического анализа бухгалтерской отчетности путем оценки коэффициентов изношенности амортизируемых активов, оборачиваемости оборотных активов, дебиторской задолженности, взаимосвязи темпов роста отдельных видов активов, а также анализа выручки и прибыли с помощью золотого правила экономики (показатели, относящиеся к классической формулировке золотого правила, выделены жирным шрифтом), расширенная форма которого представлена так:

100 % < ТрДДЗ < ТрДЗ < ТрКЗ < < ТрЗК < < ТрА < ТрВ < ТрПП < ТрЧП,

где ТрДДЗ — темп роста долгосрочной дебиторской задолженности;

ТрДЗ — темп роста дебиторской задолженности;

ТрКЗ — темп роста кредиторской задолженности;

ТрЗК — темп роста заемного капитала;

ТрА — темп роста активов;

ТрВ — темп роста выручки;

ТрПП — темп роста прибыли от продаж;

ТрЧП — темп роста чистой прибыли.

В соответствии с общепринятым определением под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Многие эксперты под вуалированием и фальсификацией, как правило, понимают, искажение бухгалтерского баланса, связанное с несовершенством методологии диграфического учета.

В случае, когда базовое условие концепции достоверного и добросовестного взгляда (true and fair view) не выполняется хотя бы одной из заинтересованных сторон, сбалансированность отношений нарушается и возникает так называемый разрыв ожиданий (expectations gap).

Следует отдельно подчеркнуть, что из-за преобладания госсектора в постсоветских странах до сих пор не сформировалась система бухучета, которая позволила бы формировать и контролировать представление достоверной бухгалтерской отчетности. Фальсификация отчетности зачастую направлена на уменьшение налоговой базы, получение госдотаций и льготных кредитов, особых условий премирования руководителей, участие в госзакупках (тендерах) и т.п. В настоящее время число компаний, которые манипулируют данными финансовой отчетности, значительно возросло.

К сожалению, при помощи средств аудита и внутреннего контроля невозможно решить проблемы мошенничества и злоупотребления. Большое значение приобретает проблема, связанная с повышением рисков искажения финансовой информации в результате недобросовестных действий руководства предприятий. Речь идет, в частности, о представлении недостоверной бухгалтерской информации для получения средств государственной поддержки или формировании недостоверной информации о целевом использовании средств, полученных в рамках программ финансовой поддержки.

Следует отметить, что на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на недвижимость), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Соответственно, такое искажение аналитических показателей несущественно влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании, но не закрепленном за ним актами кадастровой госрегистрации, создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов по уплате налога на недвижимость, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

В практике некоторых стран закреплен особый порядок классификации нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении.

...

Стейкхолдерам корпораций, в том числе и с государственным участием, нужны инструменты, которые позволяют им вовремя и с минимальными издержками обнаруживать факты мошеннических действий на основе данных финансовой отчетности. Основными методами оценки достоверности отчетности и выявления искажений являются:

  • ...

Мошенничество в отчетности достаточно сложно распознать, и еще сложнее оценить его виды и степень. В связи с этим собственникам и управляющим компаний с целью предотвращения риска мошенничества в бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо построить четкую систему документооборота, качественного бухгалтерского учета, корпоративного контроля и управления, а также внутреннего аудита и использовать предложенные рекомендации для выявления фактов фальсификации.

 

ТАБЛИЦА 1

Критерии искажения стоимостного показателя отчетности в РФ


...

 

ТАБЛИЦА 2

Финансовые показатели, используемые в модели М. Бениша


...

 

ТАБЛИЦА 3

Показатели компаний по модели М. Бениша


...
Подробнее читайте в статье.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Как пополнить оборотку строительным организациям? Разрешено использовать 50% накопленного гарантийного фонда

Указом снижен размер резервирования средств, которые предназначены для исполнения подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков строительных работ, выявленных в период гарантийного срока. Этот размер теперь будет 0,5% от стоимости работ вместо прежних 1,5%.

2. Крутой обсудил с бизнес-союзами предложения КГК по налогам для ИП

Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой провел встречу с руководителями ведущих деловых ассоциаций, на которой обсуждались предложения КГК по изменению системы и порядка налогообложения ИП и сокращению наличного денежного оборота, а также вопросы формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий деятельности для субъектов хозяйствования сферы ЖКХ. Были также подняты вопросы реализации положений Директивы №4.

3. С 9 июля в Беларуси вводится новый порядок регистрации резидентами валютных договоров

С 9 июля валютные договоры, заключенные c нерезидентами, резидентам Беларуси необходимо будет регистрировать на веб-портале, размещенном на официальном сайте Нацбанка. Регистрировать необходимо валютные договоры, сумма денежных обязательств на дату заключения которых не определена либо равна или превышает в эквиваленте 4 тыс. базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также постановлением от 12.02.2021 № 37 определен перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор необходимо регистрировать.

4. Об эксперименте по непроставлению отметок таможенных органов

Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 установлено, что с 1 марта 2021 г. при совершении в электронном виде таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются.

5. Опубликованы Основы макропруденциальной политики Национального банка

Целью документа является разъяснение общественности применяемых подходов к проведению макропруденциальной политики в рамках формирования системы по обеспечению финансовой стабильности как одной из ключевых предпосылок для устойчивого экономического роста. В нашей стране создан Совет по финансовой стабильности, в состав которого входят представители Совета Министров, Национального банка и других госорганов.

6. Депутат: «Сбор за пересечение границы будут взимать не ранее следующего года. Если такое решение примут»

В начале года бурю обсуждений вызвало предложение ввести новый налог — за пересечение границы на авто хотят брать 87 рублей. Негодование вызвал сам факт взимания денег за передвижение автомобилиста за рубеж, факт возможности покинуть страну на машине только за плату. Во время круглого стола по вопросам законодательных нововведений подняли тему не самого существования налога, а в первую очередь сроков его реализации.