Как суд смотрит на дробление бизнеса с целью ухода от штрафов |
На протяжении многих лет Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), являлось поводом для обширных дискуссий.
В большинстве своем интерес был направлен к отдельным нормам Положения, в частности к п. 24 и 26, так или иначе касающимся правовых возможностей признания государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, недействительной.
В статье рассмотрен вопрос о возможности признания органа, ведущего административный процесс в рамках ст. 56 ГК, кредитором, а также целесообразность действий последнего при заявлении иска о признании недействительными государственной регистрации субъектов хозяйствования. В связи с этим автором анализируется постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 23.07.2019 по делу № 54-8/2019/93А/839К.
Фабула дела
Постановлением заместителя начальника УДФР ЧУП «К» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.39 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 57 550 евро, что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату вынесения постановления составило 1 125 793 100 руб. (без учета деноминации).
В связи с неоплатой ЧУП «К» в добровольном порядке штрафа по вышеуказанному постановлению УДФР направило постановление об административном правонарушении на принудительное исполнение в ОПИ Речицкого района, где в отношении должника — ЧУП «К» было возбуждено исполнительное производство.
02.12.2016 гражданкой К. в Речицкий райисполком были поданы заявления о государственной регистрации коммерческих организаций: ООО «Т» и ООО «Д», созданных в результате реорганизации в форме разделения ЧУП «К».
На основании поданных заявлений Речицким районным исполнительным комитетом 02.12.2016 произведена государственная регистрация ООО «Т» и ООО «Д».
Ввиду непредставления правопреемниками ЧУП «К» передаточного акта и разделительного баланса постановлением ОПИ Речицкого района в рамках исполнительного производства в соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) произведена замена должника ЧУП по оказанию услуг «К» на ООО «Т» и ООО «Д».
В связи с тем что ЧУП «К» не уведомило УДФР о реорганизации предприятия, чем нарушило права последнего как кредитора, а также в связи с предоставлением заведомо ложных сведений о соблюдении порядка создания ООО «Т» и ООО «Д», суд апелляционной инстанции признал государственную регистрацию ООО «Т» и ООО «Д» недействительными.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, апелляционная инстанция экономического суда Гомельской области руководствовалась ст. 53–57 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и п. 26 Положения.
1. Относительно природы правоотношений.
...
2. Относительно правопреемства в исполнительном производстве.
...
3. Относительно нарушенного права.
...
4. Относительно достижения правовой цели иска.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>