Как внедрить методику расчета среднего периода оплаты дебиторской задолженности без ошибок |
Средний период оплаты дебиторской задолженности предприятия обычно определяется как отношение произведения средней дебиторской задолженности и продолжительности исследуемого периода времени к величине выручки за исследуемый период. Этот метод дает только расчетную формулу, но не устанавливает функциональную зависимость среднего периода оплаты дебиторской задолженности от влияющих на него показателей. Предлагаемая нами методика позволяет рассчитать средний период оплаты дебиторской задолженности предприятия по данным его управленческого учета, установить факторы, влияющие на продолжительность среднего периода оплаты дебиторской задолженности, и выявить резервы для ее сокращения.
Со студенческой скамьи принято рассчитывать период оборота оборотных средств как отношение произведения продолжительности исследуемого периода и величины оборотных средств к средней величине выручки (объема продаж) за этот период. Следует подчеркнуть, что нельзя путать формулу расчета показателя с моделью, отражающей причинно-следственные связи. Приведенная стандартная формула на самом деле не является моделью, не отражает экономическое содержание рассчитываемого показателя, не позволяет выявить факторы, влияющие на продолжительность периода оборота оборотных средств, и научиться управлять этими факторами с целью его сокращения.
На самом деле моделью, имеющей не только математический, но и экономический смысл, является расчет выручки (объема продаж) как отношение величины оборотных средств к периоду оборота. Именно выручка является целевым показателем в этой модели, а оборотные средства и период их оборота — это факторы, управляя которыми можно влиять на величину выручки.
Очевидно, что представление выручки в подобной форме является непривычным для аналитика, поскольку оборачиваемость обычно воспринимается как индикатор эффективности использования оборотных средств (причем индикатор запаздывающий, позволяющий оценить деятельность предприятия только по окончании определенного отчетного периода), а не как фактор, влияющий на конечный финансовый результат.
Данная модель позволяет разрабатывать и принимать управленческие решения в режиме опережения, с учетом постоянных изменений значений оборотных средств и периода их оборота.
Известно, что выручка является комплексным показателем, на который воздействует множество факторов, в том числе неформализованных. Их влияние трудно или даже невозможно оценить количественно. Поэтому создание всеобъемлющей модели, в которой были бы учтены все влияющие на объем продаж факторы, вряд ли возможно. В числе поддающихся формализации доходообразующих факторов обычно рассматриваются ценовые и объемные параметры, для которых разработаны различные методы оценки и управления. В то же время представление выручки в виде зависимости от таких параметров, как величина оборотных средств и период их оборота, является достаточно обоснованным. Особенно в случае, если рынок не насыщен товарами, спрос на них превышает предложение, есть потенциал расширения продаж и объемы продаж можно увеличить в первую очередь за счет эффективного управления оборотными средствами.
Вместе с тем применение такой модели на практике вызывает определенные затруднения. Ведь если размер оборотных средств можно определить по данным финансовой отчетности предприятия и, проведя соответствующий анализ, разработать рекомендации по его оптимизации, то период оборота оборотных средств по данным финансовой отчетности предприятия возможно получить лишь косвенным путем — через расчет показателя по стандартной формуле. Такой подход не позволяет предприятию выявить факторы, влияющие на величину периода оборота, и таким образом задействовать один из важнейших рычагов, управляя которым предприятие имеет возможность повысить эффективность своей деятельности. Ведь сокращение периода оборота оборотных средств способствует ускорению их оборачиваемости и улучшению финансовых результатов предприятия. Поэтому необходимо научиться управлять периодом оборота оборотных средств. А для этого следует рассчитывать его напрямую.
Недавно была предложена классификация стратегий формирования оборотных активов предприятия на основе соотношения темпов прироста трех показателей:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>