Как выстроить внутрикорпоративный финансовый контроль на этапах бюджетного процесса |
Многие компании с целью адаптации к изменениям экономической среды подвергают переоценке применяемые ими инструменты менеджмента и процессы, связанные с механизмами внутрикорпоративного финансового контроля. Учитывая, что последний подразумевает ряд мероприятий, направленных на различные цели (от контроля финансовых операций и их соответствия законодательству, целевого использования денежных средств до контроля выполнения коммерческой стратегии), целесообразно разграничивать контрольные приемы и методы в зависимости от стоящих перед финансовым менеджментом задач.
Кроме традиционных форм и инструментов внутрикорпоративного финансового контроля менеджмент многих компаний, желая обеспечить повышение результативности выполнения годовых финансовых планов, применяет ряд контрольных мероприятий при реализации бюджета.
Внутрикорпоративный финансовый контроль с точки зрения проверки выполнения целевых показателей привязан к этапам бюджетного процесса в компании.
На этапе постановки целей важна детализация общих для компании ключевых финансовых и других показателей, определенных при формировании стратегии, до уровня филиалов или дочерних компаний.
С учетом стратегических целей компании на основе данных управленческой отчетности и прогнозов рыночной ситуации целевые показатели приводятся в соответствие с трендами и стратегией, определяются параметры входящих в состав компании структурных единиц: региональных подразделений, филиалов, дочерних компаний.
Особое место в системе внутрикорпоративного финансового контроля отводится проверке планирования и координации с госпрограммами и информацией об их финансировании. В эту компетенцию входит рассмотрение перечня и параметров госпрограмм и проектов.
Таким образом, в это время на базе общей стратегии компании проходит контроль формирования функциональных стратегий — коммерческой, финансовой, технической и др., а также их детализация с учетом данных о государственных и региональных программах социально-экономического развития.
В рамках контрольных мероприятий проводят обсуждение, согласование и корректировку стратегических целей компании, формируется портфель проектов с определением очередности их запуска и реализации, а также определяются инвестиционные и операционные бюджеты.
На этапе подготовки предварительного бюджета контрольные мероприятия сводятся к оценке сформированной версии бюджета на основании пояснений к предварительному финансовому плану по установленному шаблону, где отражены основные задачи и тенденции, заложенные в расчеты по доходам, расходам и инвестициям структурных подразделений, филиалов, дочерних компаний.
Результирующим документом данного этапа являются материалы, содержащие основные параметры предварительного бюджета в сравнении с текущим и предыдущим годами и графическое отображение основных трендов.
После проверки предварительного бюджета функция финансового контроля сводится к проверке сформированной финальной версии бюджетов, а также к ее закреплению в официальных локальных (внутренних) документах.
На этапе реализации финальной, согласованной версии бюджета финансовый контроль заключается в отражении любых существенных изменений, влияющих на финансовые показатели компании, в прогнозах и оперативных планах структурных единиц, филиалов, дочерних компаний. Задача владельца информации об изменениях в оперативных планах заключается в доведении ее до ответственных за контрольные мероприятия.
Формирование оперативных планов способствует достижению годовых целей компании, позволяет оптимизировать бюджетный контроль, повысить качество анализа причин отклонений от бюджета, а также эффективность взаимодействия между подразделениями компании.
Методология оперативного плана сводится к следующим действиям:
■ производится загрузка или внесение согласованных изменений в рамках операционной, финансовой, инвестиционной деятельности;
■ пересчитывается модель бюджета с учетом внесенных изменений;
■ формируется обновленный отчет о прибылях и убытках, баланс.
Важным моментом в организации системы корпоративного контроля является распределение ответственности за выполнение и актуализацию бюджета. Высокая эффективность контрольных мероприятий может быть достигнута за счет матричного принципа распределения ответственности посредством разделения всех доходных и расходных статей, входящих в состав бюджета, между функциональными подразделениями. Принцип деления ответственности за актуализацию статей финансового плана аналогичен матричному подходу, принятому за основу управления финансовой деятельностью.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>