Хеджирование валютных рисков и другие новации указа «О рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов» |
Проект указа подготовлен в целях выполнения п. 9 плана мероприятий по дедолларизации экономики от 04.12.2019 № 39/520-233/220/31-02/10924 (далее — План). Он также предусматривает внесение изменений в ряд указов, в том числе актуализацию положений Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» (далее — Указ № 231) с учетом дальнейшего совершенствования валютного законодательства и законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Изменения обусловлены необходимостью совершенствования положений Указа № 231 с учетом практики его применения и предложений, представленных ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее — Биржа), форекс-компаниями и банками, Ассоциацией развития финансового рынка (АРФИН), заинтересованными госорганами.
Предлагаемые изменения направлены на привлечение дополнительных иностранных инвестиций, а также новейших технологий в данный сектор финансового рынка, усиление защиты прав клиентов субъектов рынка — потребителей финансовых услуг.
Сложившаяся мировая практика организации отношений на рынке Форекс определяет его в качестве совокупности валютно-обменных операций, совершаемых различными участниками экономических отношений во всем мире.
Вместе с тем Указ № 231 регулирует отношения, связанные с осуществлением деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, базовыми активами по которым выступают не только иностранная валюта, но и драгоценные металлы, ценные бумаги, нефть, а также иные в соответствии с постановлением Совмина и Нацбанка от 15.02.2016 № 123/5 «Об определении базовых активов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами».
В целях единообразного понимания субъектами рынка, иностранными организациями и инвесторами, рассматривающими белорусскую юрисдикцию в качестве перспективного направления своей деятельности, процессов функционирования в Беларуси данного сегмента финансового рынка в качестве предмета правового регулирования проекта предлагается определить рынок беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов.
СПРАВОЧНО
Положения ключевых нормативных документов Европейского союза (Директива 2014/65/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза от 15.05.2014 «О рынках финансовых инструментов» (MiFID II), Регламент № 600/2014 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 15.05.2014 «О рынках финансовых инструментов» (MiFIR) (далее — MiFID II и MiFIR)) регулируют деятельность инвестиционных фирм (investment firms), то есть юрлиц, основной деятельностью которых является оказание одного или нескольких видов инвестиционных услуг третьим лицам и (или) оказание одного или нескольких видов профессиональной инвестиционной деятельности.
Подобная терминология нашла свое отражение в деятельности национальных регуляторов Европейского союза (Европейская комиссия по ценным бумагам и рынкам (ESMA), Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC), Управление по финансовым рынкам Франции (AMF) и др.).
В соответствии с положениями Раздела А Приложения I к MiFID II к инвестиционным услугам и видам инвестиционной деятельности относятся:
-
прием и передача приказов в отношении одного или нескольких финансовых инструментов;
-
исполнение приказов по поручению клиента;
-
инвестиционное консультирование и др.
-
В разделе С Приложения I к MiFID II финансовые контракты на разницу определяются в качестве финансовых инструментов.
Терминологическое уточнение описываемых процессов является также последствием существования в обществе негативного отношения к самому слову «форекс» и той деятельности, с которой оно связано, а также обусловлено возможностью формирования положительной практики добросовестного поведения субъектов рынка.
Проектом предусмотрено изменение перечня субъектов хозяйствования, имеющих право осуществлять деятельность по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
Из числа таковых предлагается исключить Национальный форекс-центр, сохранив за ним выполнение основных задач и функций в сфере рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов, предлагаемых к закреплению в Положении о деятельности Национального форекс-центра, утверждаемом Совмином и Нацбанком.
В настоящее время Национальным форекс-центром определена Биржа.
Таким образом, в случае принятия такого нормативного правового акта в нем будут установлены особенности осуществления НФЦ рассматриваемой деятельности, в том числе формирования обеспечительного капитала, а также права и обязанности НФЦ как субъекта рынка.
Предлагается разрешить банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь совершать операции с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
Они будут вправе осуществлять такую деятельность со дня направления в Нацбанк соответствующего уведомления. Кроме того, в случае принятия решения о прекращении осуществления рассматриваемой деятельности банк, небанковская кредитно-финансовая организация обязаны направить в Нацбанк уведомление о прекращении осуществления деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
Подобные положения направлены на формализацию информационных процессов получения сведений об актуальном составе субъектов рынка, присутствующих на данном сегменте финансового рынка.
Определяются превентивные ограничения по вхождению субъектов на рынок беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов как для учредителя (участника), собственника имущества, руководителя юридического лица, исключенного из реестра за систематическое (два и более раза в течение календарного года) неисполнение (несвоевременное исполнение) форекс-компанией предписания и (или) требования Нацбанка, так и для такого юрлица в части обращения за включением в реестр.
Проектом предложено определить, какая деятельность является незаконной и запрещается.
Кроме того, определяется, что включение в содержание учебно-программной документации образовательных программ обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) (далее — образовательные программы) вопросов совершения нерезидентами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами является незаконным и запрещается.
Закрепление подобных императивных предписаний следует из необходимости исключения представления компаний-нерезидентов и их деятельности в репрезентативных целях. Полагаем, что в силу специфики деятельности иностранных организаций в рассматриваемой сфере предпочтение следует отдавать изучению моделей функционирования белорусских субъектов рынка.
Вместе с тем предлагается предусмотреть, что учреждения дополнительного образования вправе включать в содержание учебно-программной документации образовательных программ обучающих курсов вопросы совершения нерезидентами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в том числе при подготовке специалистов для госорганов системы обеспечения национальной безопасности, при подготовке кадров по юридическим, экономическим специальностям и т.д.
В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь подготовлен к рассмотрению во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам рекламы», в который включены требования к рекламе деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическим лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс) и связанных с этой деятельностью услуг.
СПРАВОЧНО
Положения Закона о рекламе будут согласовываться с соответствующими положениями Указа № 231 (ч. 2 п. 8 и п. 21 Указа № 231).
Так, п. 21 Указа № 231 установлен запрет рекламы совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами лицами, не являющимися форекс-компаниями, Национальным форекс-центром, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Кроме того, Нацбанком предложено в проекте закона «Об изменении законов по вопросам рекламы» предусмотреть положения о предупредительной надписи, ее содержание и требование к размещению, а также запрет на указание отдельных слов в рекламе рассматриваемой деятельности.
Проектом предлагается предусмотреть, что рекламировать деятельность по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также деятельность, связанную с ней, в том числе консультационные услуги, образовательные программы, вправе не только субъекты рынка, но и лица, с которыми заключены соответствующие договоры.
Кроме того, в проекте содержатся положения относительно рекламы деятельности, связанной с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Такая реклама станет возможна в силу закрепления права форекс-компаний заниматься деятельностью, связанной с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
В проекте предусматривается переходное положение в отношении действия предписаний, касающихся внесения клиентами-резидентами маржинального обеспечения и его возврата по соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее — соглашение), заключенным до вступления в силу указа «О рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов».
Данное предложение обусловлено спецификой совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами как внебиржевых сделок, состоящих из двух частей (открытие и закрытие позиции), длительность временных лагов между которыми зависит от стратегии инициирования таких операций (спекуляции, хеджирование или инвестирование), а также от достаточности внесенного маржинального обеспечения для поддержания позиций открытыми.
В соответствии с общими документами ФАТФ и рекомендациями Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) (в том числе по итогам международной оценки) методология в сфере противодействия легализации преступных доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее — ПОД/ФТ), включая требования к бенефициарным владельцам, должна быть единой в отношении всех юрлиц, включаемых в Единый государственный регистр юрлиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе всех финансовых организаций.
Рекомендация 24 ФАТФ (прозрачность и бенефициарная собственность юрлиц и образований) указывает, что страны должны принять меры для предотвращения использования юридических лиц для отмывания денег или финансирования терроризма. Страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы.
Согласно Пояснительной записке к Рекомендации 24 ФАТФ компетентные органы должны иметь возможность получать или иметь своевременный доступ к достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности и контроле компаний и других юрлиц (информации о бенефициарном владении), созданных в стране. Страны могут выбирать механизмы, на которые они опираются для достижения этой цели.
Раздел В Пояснительной записки к Рекомендации 24 ФАТФ предусматривает, что страны должны обеспечить, чтобы компании располагали информацией о своих бенефициарных владельцах и эта информация была доступна в определенном месте внутри страны, либо должны быть такие механизмы, которые позволяют компетентным органам своевременно устанавливать бенефициарную собственность компании.
Одной из рекомендаций ЕАГ в сфере регулирования и надзора финансовых учреждений является определение в качестве требования к бенефициарным владельцам некредитных финансовых организаций и лицам, осуществляющим в таких организациях управляющие функции, отсутствие у них и аффилированных с ними лиц непогашенной или неснятой судимости.
В целях выполнения требований, закрепленных в документах ФАТФ, и рекомендаций ЕАГ по итогам проведенной в 2019 году в Республике Беларусь международной оценки национальной системы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения на соответствие стандартам ФАТФ в проекте, приложении 1 к проекту указа, а также в Положении об осуществлении деятельности в сфере рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов (далее — проект Положения) предусматривается:
-
определение термина «бенефициарный владелец»;
-
установление обязанности:
-
субъектов рынка — раскрывать полную и достоверную информацию об бенефициарных владельцах;
-
форекс-компаний — назначить ответственное должностное лицо (ответственных должностных лиц) в сфере ПОД/ФТ;
-
форекс-компаний, включенных в реестр на дату вступления в силу указа «О рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов», — обеспечить представление в Нацбанк документов, подтверждающих соответствие бенефициарных владельцев форекс-компаний требованиям к деловой репутации, установленным Нацбанком;
-
определение полномочий Нацбанка по установлению:
-
требований к деловой репутации, которым должны соответствовать бенефициарные владельцы форекс-компаний. Таким требованием, предлагаемым к установлению в нормативном правовом акте Нацбанка, станет отсутствие непогашенной или неснятой судимости как у бенефициарных владельцев, так и у связанных с ними лиц;
-
квалификационных требований и требований к деловой репутации, которым должно соответствовать ответственное должностное лицо (ответственные должностные лица) в сфере ПОД/ФТ форекс-компании;
-
порядка включения юрлиц в реестр. В рамках ведения реестра форекс-компаний Нацбанком будет осуществляться сбор информации о бенефициарных владельцах форекс-компаний на стадии их включения в реестр;
-
порядка исключения форекс-компаний из реестра. Одним из оснований для исключения форекс-компании из реестра, предлагаемого к установлению в нормативном правовом акте Нацбанка, станет нарушение мер ПОД/ФТ;
-
определение полномочий Нацбанка по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Предлагается ввести термин «субъект рынка первого уровня». Таковым будет выступать субъект рынка, осуществляющий вывод открытых позиций (их частей) клиентов, совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента — резидента на основании соглашения.
Необходимость включения положений, касающихся субъектов рынка первого уровня, продиктована следующим.
В целях вывода открытых позиций (их частей) клиентов, совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) субъект рынка первого уровня заключает с внешним контрагентом — резидентом соглашение, в силу чего такой субъект для внешнего контрагента выступает в качестве клиента (юридического лица) — резидента.
Подобная ситуация в случае отсутствия оговорки в отношении субъектов рынка первого уровня вызовет необходимость проведения расчетов, связанных с внесением и возвратом маржинального обеспечения, в белорусских рублях между юрлицами.
Однако открытые позиции (их части) клиентов субъектов рынка первого уровня, совокупные открытые позиции таких клиентов (суммы открытых позиций клиентов) выражены в иностранной валюте вне зависимости от того, резидент или нерезидент выступает в качестве внешнего контрагента.
Необходимо также учитывать, что в качестве клиентов субъектов рынка первого уровня могут выступать физические и юридические лица — нерезиденты.
СПРАВОЧНО
В IV квартале 2019 г. по сравнению с 2016 г.:
а) количество клиентов форекс-компаний и банков увеличилось более чем в 26 раз (в 2016 году — 974, в IV квартале 2019 г. — 25 904);
б) доля клиентов-нерезидентов возросла с 8,6% до 71,1% (в 2016 году — 84, в IV квартале 2019 г. — 18 424).
В 2019 году клиентами субъектов рынка инициировано более 3,7 млн операций на общую сумму 52,5 млрд долларов США (с учетом маржинального плеча).
Деятельность на рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов имеет свою специфику, которая изначально не предполагает возможности осуществления такой деятельности в валюте, котировки которой отсутствуют на международных финансовых рынках, являющихся поставщиками ликвидности для белорусских субъектов рынка.
Использование в расчетах с субъектами рынка первого уровня белорусских рублей в рамках осуществления деятельности по совершению инициируемых физ- и юрлицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами делает ...
Маржинальное обеспечение и электронные деньги
Закрепляется право клиентов вносить маржинальное обеспечение денежными средствами в белорусских рублях и электронными деньгами.
...
Открытие и закрытие позиций
...
Учет векселей
Вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей» (далее — Указ № 69) в части установления размера уставного фонда для организаций, включенных в реестр юрлиц, осуществляющих учет векселей, в белорусских рублях.
Так, п. 1.2 Указа № 69 установлено, что учет векселей, являющихся расчетными документами по внешнеторговым договорам (далее — векселя), вправе осуществлять ...
О предоставлении и привлечении займов
Запланированы изменения в Положение о порядке осуществления микрофинансовой деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов» (далее — Положение), определяющие порядок отражения в кредитной истории сведений о просроченных платежах по договорам микрозайма, заключенных с ломбардами и специализированными организациями.
...
Использование иностранной валюты
Концептуальные изменения предусмотрены в части случаев использования иностранной валюты между участниками валютных отношений, а также в части правового режима счетов резидентов, открываемых в иностранных банках.
...
MasterCard и Visa
В Положении предусматривается, что интернет-эквайринг субъектов рынка, осуществляющих деятельность по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, осуществляют банки, банки-нерезиденты, юридические лица — нерезиденты, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>