Хищение груза: как выстроить грамотные барьеры и снизить риски мошенничества

Хищение груза: как выстроить грамотные барьеры и снизить риски мошенничества |

Автор Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС" Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС"
Номер № 12/2019
Количество просмотров 307
Автор грузоперевозки, грузоперевозки, хищение, хищение, махинации, махинации, ВЭД ВЭД

Проблема кражи грузов и мошенничества особенно имеет давнюю историю. От современного «пиратства» страдают все. Пальма первенства по количеству похищенных грузов от общего грузооборота — у перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. Грузы, перевозимые воздушными и морскими путями, в меньшей степени подвержены кражам в крупных размерах.

Перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по грузообороту в нашем регионе являются лидирующими и наиболее востребованными. Уверенное лидерство сохраняют перевозки именно автомобильным транспортом.

Риск утраты груза в результате противоправных действий третьих лиц присутствует у всех без исключения грузовладельцев и перевозчиков, а свершившиеся факты — как правило, закрытая информация, доступная лишь для внутреннего использования. К сожалению, кража грузов зачастую происходит не только по вине третьих лиц, не имеющих прямого отношения к транспортной компании, но и собственными сотрудниками или при их непосредственном участии. Результаты служебных расследований не разглашаются, а официальная статистика по количеству и номенклатуре похищенных грузов в свободном доступе отсутствует.

Схемы мошенничества в сфере автомобильных перевозок различны и варьируются от случаев вскрытия пломб на автомобильных стоянках или автозаправках с последующим выносом из кузова автомобиля содержимого, до пропажи автомобилей и водителей вместе с грузом.

Ситуации со вскрытием кузова автомобиля, нарушением целостности пломб в целом легко предупреждаются и предотвращаются. Обязанность перевозчика совершать остановки только в специально оборудованных для этого местах (в том числе находящихся под охраной и оснащенных видеонаблюдением), останавливаться в ночное время исключительно на охраняемых автомобильных стоянках в значительной степени нивелирует подобные риски.

Кроме того, крупные транспортные компании оснащают автомобили навигационными системами, позволяющими отслеживать местонахождение транспортного средства, контролировать процесс его перемещения, предотвращать отклонения от маршрута и несанкционированные остановки. Поэтому проблема пропажи автомобилей с грузами для них характерна в гораздо в меньшей степени. Но при этом крупные компании сталкиваются с проблемой получения грузов по фальсифицированным документам, и количество случаев, связанных с выдачей грузов неуполномоченным лицам, регулярно встречается даже в Беларуси.

У участников рынка грузоперевозок с небольшим количеством собственного транспорта или вовсе без такового ситуации с пропажей целых партий груза являются довольно распространенным явлением. Одной из основных причин роста количества сообщений о подобных инцидентах является большое количество звеньев в цепи поставки. Как правило, грузоотправитель заключает договор с транспортной компанией, не устанавливая запрета на привлечение третьих лиц — исполнителей. Цепочка заказчик — экспедитор — перевозчик не всегда окончательная, часто она может содержать еще два-три звена, проконтролировать благонадежность фактического перевозчика, тяжело уже второму звену, а о заказчике и речи уже не идет.

Чем сложнее взаимоотношения по перевозке и чем больше количество элементов в цепи, тем больше времени уйдет на обнаружение груза в случае его пропажи. В данном случае, вероятнее всего, первым забьет тревогу грузополучатель, который в назначенное время свой груз не получит. Далее с определенным временным промежутком начнется взаимодействие между остальными участниками перевозки.

Перевозчики часто сталкиваются с довольно безобидной, в сравнении с предыдущей, ситуацией, когда злоумышленник контактирует с перевозчиком, представляясь заказчиком, а с заказчиком, соответственно, представляясь перевозчиком. Получая денежные средства за перевозку в порядке предоплаты от заказчика, он скрывается после выгрузки, оставив фактического перевозчика без оплаты.

Факторы для определения уровня риска

Во-первых, повышают риск устанавливаемые сторонами условия оплаты — наличными денежными средствами после разгрузки.

Во-вторых, увеличивает риск пропажи груза обмен документами посредством электронной почты, когда, например, адрес визуально совпадает с доменом заказчика, но имеет незначительные изменения, на которые сотрудники могут не обратить внимания.

В-третьих, необходимо быть более внимательным в случаях, когда переговоры ведутся только одним лицом, а попытки выяснить контакты вышестоящего руководства не приносят результатов.

Известные схемы мошенничества могут встречаться в различных вариациях и постоянно видоизменяются. С распространением электронного обмена документами и появлением возможности заключить договор или заявку на перевозку груза без физического присутствия и фактического подписания документов количество преступлений в сфере грузоперевозок не снижается. Наличие собственной службы безопасности, проверяющей личности водителей и благонадежность компаний, не всегда гарантирует сохранную перевозку.

Зачастую не последнюю роль играет и человеческий фактор (водитель покинул место погрузки/выгрузки, не уведомив логиста или диспетчера), некорректное оформление документов (документы на груз утрачены или подписаны неуполномоченным лицом) или вовсе их отсутствие (выполнение заявки в экстренном режиме «форс мажор», или «сначала перевезем, затем подпишем недостающие документы»).

Предусмотреть все и защититься от всех видов мошенничества — практически невозможно. Но соблюдая простые меры предосторожности можно, по крайней мере, минимизировать риск неблагоприятных последствий. Например, при невозможности встретиться лично, удостовериться в личности звонившего, уточнить информацию о компании, чьим представителем он является и убедиться в наличии такого сотрудника в штате и намерении осуществить перевозку. Избегать оплаты услуг наличными денежными средствами и, по возможности, не прибегать к длинным цепочкам посредников-исполнителей. Не доверять «компаниям однодневкам», запрашивать копии документов (в том числе учредительных, копии паспортов водителей, ПТС).

Причины сокрытия хищения при грузоперевозках

Способы контроля сохранности грузов

Ответственность международного перевозчика

В случае осуществления международных перевозок степень вины перевозчика регулируется международной Конвенцией о договоре перевозки груза. В КДПГ имеются пункты, которые снимают с перевозчика вину за недостачу товара:...

Двойная оплата перевозки

Фиктивная (бумажная) перевозка

Чтобы получить оплату за перевозку, необходимо доказать факт ее выполнения. Подтверждением является транспортная накладная. Зная это, мошенники организовали нехитрую схему из 4 шагов:...

Фиктивная утрата груза

Исчезновение перевозчика с предоплатой

Защита от мошенничества в грузоперевозках

Инструменты минимизации рисков


Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Крах нашей надежды: Европа анонсировала полный отказ от нефти и газа

Евросоюз - крупнейший потребитель углеводородов - намерен полностью отказаться от ископаемых источников топлива, таких, как нефть и газ, заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. «Цель ЕС - в том, чтобы стать климатически нейтральным. Это значит, что мы выведем из употребления ископаемые энергоносители», - пояснила она, добавив, что все поставщики Евросоюза должны «иметь это в виду».

2. Кто и сколько задолжал белорусским банкам

Объем задолженности по кредитам, выданным всеми банками Беларуси в 2019 году, составил около трети ВВП или 45 млрд рублей. Много это или мало, и из чего состоит этот долг? Более чем в четыре раза, с 2,6% до 11,9% в общем объеме задолженности выросла доля номинированного в валюте краткосрочного долга государственных коммерческих предприятий.

3. COVID-19: Какие страны станут главным источником квалифицированных кадров для Германии

В 2020 году приток мигрантов в Германию из-за коронавируса, рецессии и закрытия границ ЕС резко сократится. В последующие годы по мере выхода страны из кризиса экономике ФРГ и стареющему немецкому обществу вновь в большом количестве потребуются квалифицированные иностранные кадры. Поскольку успехи Германии в борьбе с COVID-19 повысят ее привлекательность в глазах жителей тех стран, чьи системы здравоохранения оказались в условиях пандемии менее эффективными, можно рассчитывать на то, что число трудовых мигрантов вновь увеличится

4. В августе США ожидает "цунами" банкротств компаний

Задолженность американских компаний к концу I квартала текущего года достигла рекордного уровня в 10,5 трлн. долларов, и многие компании уже никогда не смогут рассчитаться по кредитам. Эксперты Школы бизнеса Нью-Йоркского университета ожидают, что в текущем году в США произойдет не менее 66 банкротств с долгами более 1 млрд. долларов. Это будет новым рекордом, предыдущий был установлен в 2009 году — 49 подобных банкротств.

5. Аналитическое обозрение Нацбанка "Мониторинг условий банковского кредитования" за I квартал 2020 года

"Согласно расчетам индекса net percentage, в I квартале 2020 года условия кредитования ужесточились как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. В II квартале 2020 г. и в меньшей степени в III квартале 2020 года участники опроса прогнозируют дальнейшее ужесточение условий кредитования в иностранной валюте и в белорусских рублях", - говорится в обзоре.

6. Основные показатели работы системы BISS в Республике Беларусь

Основные показатели работы системы BISS. Участниками системы BISS являются банки Республики Беларусь, банки-нерезиденты, небанковские кредитно-финансовые организации, биржа (далее – участники расчетов) и Национальный банк. Обязательным условием для осуществления расчетов в системе BISS является установление участниками расчетов корреспондентских отношений с Национальным банком.