Хищение груза: как выстроить грамотные барьеры и снизить риски мошенничества

Хищение груза: как выстроить грамотные барьеры и снизить риски мошенничества |

Автор Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС" Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС"
Номер № 12/2019
Количество просмотров 439
Автор грузоперевозки, грузоперевозки, хищение, хищение, махинации, махинации, ВЭД ВЭД

Проблема кражи грузов и мошенничества особенно имеет давнюю историю. От современного «пиратства» страдают все. Пальма первенства по количеству похищенных грузов от общего грузооборота — у перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. Грузы, перевозимые воздушными и морскими путями, в меньшей степени подвержены кражам в крупных размерах.

Перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по грузообороту в нашем регионе являются лидирующими и наиболее востребованными. Уверенное лидерство сохраняют перевозки именно автомобильным транспортом.

Риск утраты груза в результате противоправных действий третьих лиц присутствует у всех без исключения грузовладельцев и перевозчиков, а свершившиеся факты — как правило, закрытая информация, доступная лишь для внутреннего использования. К сожалению, кража грузов зачастую происходит не только по вине третьих лиц, не имеющих прямого отношения к транспортной компании, но и собственными сотрудниками или при их непосредственном участии. Результаты служебных расследований не разглашаются, а официальная статистика по количеству и номенклатуре похищенных грузов в свободном доступе отсутствует.

Схемы мошенничества в сфере автомобильных перевозок различны и варьируются от случаев вскрытия пломб на автомобильных стоянках или автозаправках с последующим выносом из кузова автомобиля содержимого, до пропажи автомобилей и водителей вместе с грузом.

Ситуации со вскрытием кузова автомобиля, нарушением целостности пломб в целом легко предупреждаются и предотвращаются. Обязанность перевозчика совершать остановки только в специально оборудованных для этого местах (в том числе находящихся под охраной и оснащенных видеонаблюдением), останавливаться в ночное время исключительно на охраняемых автомобильных стоянках в значительной степени нивелирует подобные риски.

Кроме того, крупные транспортные компании оснащают автомобили навигационными системами, позволяющими отслеживать местонахождение транспортного средства, контролировать процесс его перемещения, предотвращать отклонения от маршрута и несанкционированные остановки. Поэтому проблема пропажи автомобилей с грузами для них характерна в гораздо в меньшей степени. Но при этом крупные компании сталкиваются с проблемой получения грузов по фальсифицированным документам, и количество случаев, связанных с выдачей грузов неуполномоченным лицам, регулярно встречается даже в Беларуси.

У участников рынка грузоперевозок с небольшим количеством собственного транспорта или вовсе без такового ситуации с пропажей целых партий груза являются довольно распространенным явлением. Одной из основных причин роста количества сообщений о подобных инцидентах является большое количество звеньев в цепи поставки. Как правило, грузоотправитель заключает договор с транспортной компанией, не устанавливая запрета на привлечение третьих лиц — исполнителей. Цепочка заказчик — экспедитор — перевозчик не всегда окончательная, часто она может содержать еще два-три звена, проконтролировать благонадежность фактического перевозчика, тяжело уже второму звену, а о заказчике и речи уже не идет.

Чем сложнее взаимоотношения по перевозке и чем больше количество элементов в цепи, тем больше времени уйдет на обнаружение груза в случае его пропажи. В данном случае, вероятнее всего, первым забьет тревогу грузополучатель, который в назначенное время свой груз не получит. Далее с определенным временным промежутком начнется взаимодействие между остальными участниками перевозки.

Перевозчики часто сталкиваются с довольно безобидной, в сравнении с предыдущей, ситуацией, когда злоумышленник контактирует с перевозчиком, представляясь заказчиком, а с заказчиком, соответственно, представляясь перевозчиком. Получая денежные средства за перевозку в порядке предоплаты от заказчика, он скрывается после выгрузки, оставив фактического перевозчика без оплаты.

Факторы для определения уровня риска

Во-первых, повышают риск устанавливаемые сторонами условия оплаты — наличными денежными средствами после разгрузки.

Во-вторых, увеличивает риск пропажи груза обмен документами посредством электронной почты, когда, например, адрес визуально совпадает с доменом заказчика, но имеет незначительные изменения, на которые сотрудники могут не обратить внимания.

В-третьих, необходимо быть более внимательным в случаях, когда переговоры ведутся только одним лицом, а попытки выяснить контакты вышестоящего руководства не приносят результатов.

Известные схемы мошенничества могут встречаться в различных вариациях и постоянно видоизменяются. С распространением электронного обмена документами и появлением возможности заключить договор или заявку на перевозку груза без физического присутствия и фактического подписания документов количество преступлений в сфере грузоперевозок не снижается. Наличие собственной службы безопасности, проверяющей личности водителей и благонадежность компаний, не всегда гарантирует сохранную перевозку.

Зачастую не последнюю роль играет и человеческий фактор (водитель покинул место погрузки/выгрузки, не уведомив логиста или диспетчера), некорректное оформление документов (документы на груз утрачены или подписаны неуполномоченным лицом) или вовсе их отсутствие (выполнение заявки в экстренном режиме «форс мажор», или «сначала перевезем, затем подпишем недостающие документы»).

Предусмотреть все и защититься от всех видов мошенничества — практически невозможно. Но соблюдая простые меры предосторожности можно, по крайней мере, минимизировать риск неблагоприятных последствий. Например, при невозможности встретиться лично, удостовериться в личности звонившего, уточнить информацию о компании, чьим представителем он является и убедиться в наличии такого сотрудника в штате и намерении осуществить перевозку. Избегать оплаты услуг наличными денежными средствами и, по возможности, не прибегать к длинным цепочкам посредников-исполнителей. Не доверять «компаниям однодневкам», запрашивать копии документов (в том числе учредительных, копии паспортов водителей, ПТС).

Причины сокрытия хищения при грузоперевозках

Способы контроля сохранности грузов

Ответственность международного перевозчика

В случае осуществления международных перевозок степень вины перевозчика регулируется международной Конвенцией о договоре перевозки груза. В КДПГ имеются пункты, которые снимают с перевозчика вину за недостачу товара:...

Двойная оплата перевозки

Фиктивная (бумажная) перевозка

Чтобы получить оплату за перевозку, необходимо доказать факт ее выполнения. Подтверждением является транспортная накладная. Зная это, мошенники организовали нехитрую схему из 4 шагов:...

Фиктивная утрата груза

Исчезновение перевозчика с предоплатой

Защита от мошенничества в грузоперевозках

Инструменты минимизации рисков


Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. ЕАБР прогнозирует снижение ВВП Беларуси на 2,3% в 2020 году. Восстановление ожидается в последующие 2 года

Евразийский банк развития (ЕАБР) ожидает снижения ВВП Республики Беларусь на 2,3% в 2020 году с восстановлением в последующие два года. Об этом говорится в макроэкономическом обзоре по Беларуси, подготовленном Дирекцией по аналитической работе ЕАБР.

2. Итоги переписи населения Республики Беларусь 2019 года

Согласно итогам переписи населения 2019 года в Беларуси проживают 9 413 446 человек. Население Беларуси за 20 лет сократилось почти на 631,8 тыс. человек, при этом городских жителей стало больше. Средний возраст жителя Беларуси сегодня составляет 40,7 года (у мужчин он – 38 лет, у женщин – 43 года). Среди регионов самый молодой – Минск: в столице средний возраст составляет 39,3 года.

3. Основные параметры бюджета России на 2021 год: сокращение расходов

Правительство России заложило в федеральный бюджет 2021-23 гг резкое сокращение расходов на Крым и финансирование авиационной промышленности, а также уменьшение ассигнований на программу научно-технологического развития страны. Наиболее резкое сокращение расходов состоится по целевой программе развития Крыма и Севастополя, где «под нож» пустят 20% заложенных денег.

4. Минэкономразвития подтверждает ступор в экономике России

Восстановление российской экономики после коронавирусного провала закончилось едва начавшись. В августе возобновили падение большинство ключевых секторов, за исключением добычи и вывоза за рубеж простейшего минерального сырья, следует из данных Минэкономразвития. Подробнее читайте в материале.

5. Основные параметры бюджета Украины на 2021 год: рост ВВП и стабильность

Бюджет Украины на 2021 год основывается на макроэкономическом прогнозе, согласно которому предполагается рост реального ВВП на 4,6% после падения на 4,8%. Инфляция прогнозируется на уровне 7,3%. Среднегодовой валютный курс - 29,1 гривны к доллару США.

6. БСПН: Экономический дефолт может последовать за политическим

Нужны новые подходы, учитывающие нынешние события и угрозы. Бизнес ждет четких сигналов от властей, что будет снижена налоговая нагрузка, что появится больше возможностей для развития малого и среднего предпринимательства, что мы увидим реальную поддержку на уровне отраслей, а не только очередную попытку упростить регистрацию новых компаний. Необходимо пересмотреть роль местных органов власти, судебной системы.