Компания получает кредитный рейтинг: о новых требованиях к методологии |
В Беларуси в рамках совершенствования условий деятельности рейтинговых агентств с 1 июня 2024 г. вступают в силу существенные изменения в законодательстве. «Изменения будут способствовать улучшению качества оказываемых рейтинговыми агентствами услуг и повышению прозрачности их деятельности», — отметили в пресс-службе Национального банка.
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2023 № 476 утверждено в новой редакции Положение о порядке организации и осуществления рейтинговой деятельности. Также принята Инструкция о требованиях к методологии рейтингового агентства, порядке составления и представления в Национальный банк отчетности и иной информации рейтингового агентства (далее — Инструкция).
В частности, расширяется перечень требований, предъявляемых к методологиям рейтингового агентства в части описания различных факторов, алгоритмов расчетов при рейтинговании, используемых источников информации и экспертной оценки. При этом уточняется процедура согласования указанных методологий Национальным банком.
Также уточняются требования к членам органов управления и контрольному органу рейтингового агентства, содержанию решения заседания рейтингового комитета и мотивированной апелляции.
Инструкцией установлено, что рейтинговые агентства обязаны информировать Национальный банк об осуществлении рейтинговых действий в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Кроме того, расширяется перечень сведений, раскрываемых рейтинговым агентством на своем официальном сайте. В частности, агентства должны будут раскрывать методологии присвоения всех рейтингов, а не только кредитных, перечень случаев отступления от применяемых методологий присвоения кредитных рейтингов, данные о поданных мотивированных апелляциях и принятых по результатам их рассмотрения решениях.
Рейтинговая деятельность — профессиональная деятельность, осуществляемая рейтинговым агентством на основе анализа информации в соответствии с разработанной рейтинговым агентством методологией, состоящая из рейтинговых действий, связанных с кредитными рейтингами, мониторинга объекта рейтингования, а также распространения информации о кредитных рейтингах и прогнозах по ним любым способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченному кругу пользователей.
Напомним, что с 1 января 2024 г. вступила в силу новая редакция Положения о порядке проведения аккредитации рейтинговых агентств, в том числе порядке включения их в реестр рейтинговых агентств (исключения из него) и составе включаемых в реестр сведений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12.08.2019 № 530/14 (в ред. постановления от 01.11.2023 № 745/20) (далее — Положение).
Согласно Положению статусом рейтингового агентства и правом осуществлять рейтинговую деятельность наделяются юрлица со дня включения их в реестр Национальным банком.
Для проведения аккредитации юрлицо представляет в Национальный банк заявление, иные документы и (или) сведения, предусмотренные регламентом соответствующей административной процедуры.
Национальный банк в установленные законодательством сроки рассматривает предоставленные материалы. В рамках этого процесса:
· проводится оценка состава и наличия в содержании представленных заявителем документов необходимой информации;
· формируются и направляются запросы документов и (или) сведений в другие госорганы, иные организации (при необходимости);
· поступают необходимые сведения из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных с учетом требований, установленных законодательством об информации, информатизации и защите информации.
Аккредитация рейтингового агентства подтверждается выдаваемым Национальным банком свидетельством о включении в реестр рейтинговых агентств по установленной форме.
Положением также определены основания для исключения рейтингового агентства из реестра. К ним отнесены:
· заявление рейтингового агентства об исключении из реестра;
· неисполнение рейтинговым агентством предписаний об устранении нарушения законодательства о рейтинговой деятельности три раза и более в течение календарного года;
· неосуществление рейтинговой деятельности в течение одного года со дня включения в реестр либо с даты осуществления последнего рейтингового действия;
· сведения, содержащиеся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полученные Национальным банком посредством сети Интернет, об исключении юрлица, являющегося рейтинговым агентством, из указанного регистра либо внесении в данный регистр записи о прекращении деятельности такого юрлица.
Реестр ведет Национальный банк на электронных носителях. В реестр включается, в частности, информация о:
· номере и дате свидетельства, в том числе выданных дубликатах свидетельства;
· номере и дате решения Правления Национального банка об аккредитации рейтингового агентства, исключении его из реестра и т. д.;
· допущенных рейтинговым агентством нарушениях законодательства о рейтинговой деятельности;
· мерах воздействия, примененных Национальным банком к рейтинговому агентству;
· рейтинговом агентстве (полное и сокращенное (при наличии) наименование; место нахождения; почтовый адрес, номера телефонов, адрес электронной почты, адрес официального сайта; размер уставного фонда и др.).
Информация из реестра размещается на официальном сайте Национального банка. При этом учитываются требования законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, законодательства о запрете персональных данных.
Под действие Положения не подпадают юрлица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и получившие право на осуществление рейтинговой деятельности в соответствии с законодательством данного государства.
От редакции
Для чего компаниям нужен кредитный рейтинг?
Кредитный рейтинг — это мнение рейтингового агентства относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на оценке факторов риска.
Основное предназначение рейтинга — дать потенциальным инвесторам, кредиторам, вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств. Кредитный рейтинг — не маркетинговый инструмент. Рейтинг — источник объективной, независимой информации. Выявляет риски и слабые стороны компании. При анализе рисков используется консервативный подход. Мнение рейтингового агентства об уровне рисков компании может не совпадать с самооценкой компании.
<...>